Сотни водителей мирно едут по городским шоссе Тель-Авива. Вдруг — вой сирены. Она кричит неистово, будто мир вот-вот погрузится в кромешную тьму и наступит тот самый Армагеддон. Кто-то слышит в ней вопль молящих о помощи и спасении людей, кто-то просто закрывает уши не в силах выдержать подобного звука, кто-то не сдерживает слез, вспоминая ужасную трагедию всего человечества. Сирена ревет в День памяти жертв Холокоста, или Йом ха-Шоа.
Йом ха-Шоа (ивр. יום השואה) — это день Катастрофы и национального траура в Израиле. Каждый год 27 нисана по еврейскому календарю ровно в 10 утра включают сирену. Всё замирает: люди, дороги, города. Неважно, где и чем занят человек, пока ревет сирена, он должен встать и почтить молчанием память безвинно погибших людей.
Слово «Шоа» в переводе означает уничтожение огнем. Оно символизирует тотальное преследование и уничтожение еврейского народа в годы Второй мировой войны. Шесть миллионов евреев: мужчин и женщин, стариков и детей. Шесть миллионов, удушенных в бесчисленных газовых камерах, сгоревших заживо, расстрелянных, повешенных… За что? Лишь потому, что кто-то посчитал себя высшей расой, а их — недолюдьми. Они не угодили кому-то своим вероисповеданием, внешностью, привычками и просто тем, что родились евреями.
Холокост, с одной стороны, стал воплощением человеческой ненависти, кровожадности, бездушия и мирового зла. С другой же стороны, он — символ борьбы, героизма еврейского народа. Холокост воплотил в себе духовное и физическое сопротивление людей, бросивших вызов бесчеловечности и сохранивших веру в своем сердце, любовь, нравственность и чистоту в душах. Многие из них погибли с молитвой на устах, шепотом произнося заветные слова: «Шма Исраэль Адонай Элоэйну Адонай эхад».
Традиция чтить память жертв Холокоста законодательно была утверждена в 1951 году премьер-министром Израиля Бен-Гурионом. В Израиле и по всему миру в синагогах проходят поминальные службы, зажигается шесть свечей, олицетворяющих шесть миллионов погибших, читается молитва Азкара. В Мемориальном центре Катастрофы в Иерусалиме (Яд ва-Шем) проводится официальная церемония поминовения жертв. На кладбищах в Йоханессбурге и Кейптауне также проводятся мемориальные службы. Художник Герман Уалд создал символический мемориал на кладбище Уэст Парк. Он состоит из шести больших шофаров — еврейских ритуальных духовых инструментов.
В день Йом ха-Шоа народ Израиля вместе с другими странами молятся о том, чтобы время ужаса и гибели никогда не постигло вновь нашу планету. А рев сирены, как звон того самого колокола, отсылает нас к строкам проповеди Дж. Донна:
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».