Политик с холодным и расчетливым умом, щедрый и справедливый к друзьям, жалостливый к побежденным и жестокий к вероломным предателям. Салах ад-Дин, или Саладин — будет его имя, что означает «Слава веры». Он до сих пор глубоко почитаем мусульманами.
Такие хвалебные эпитеты не случайны и исходят не только от личной симпатии. Саладин и правда личность интересная, по своим масштабам сравнимая с великими правителями и полководцами. Да и сам он стал своеобразным мерилом, легендой, персонажем для средневековых романов.
Бесспорно, у него, как у любого человека, были и отрицательные качества, но вот в хрониках про них мало упоминается. Даже европейские средневековые хроникеры не чернили Саладина в своих трудах, этот человек умел расположить к себе даже своих врагов.
Однако султан вовсе не был таким белым и пушистым. Им часто двигал элементарный расчет: в некоторых ситуациях было выгодно проявить лояльность, жалость или щедрость. Саладин всегда действовал продуманно. Он не терпел непослушания и разного рода инакомыслия, твердо подавляя непокорных. А иначе нельзя. Все великие правители и полководцы были в некотором роде деспотами. Однако абсолютная правда то, что Саладин не был по натуре жестоким.
Некоторое время семья Юсуфа жила в Баальбеке, глава семьи занимал там управляющую должность, полученную от правителя Зенги. Юность будущего лидера мусульман прошла в Дамаске, где отец Юсуфа также правил городом с 1146 г. — уже в награду за поддержку атабека Нур ад-Дина. В этом красивом городе будущий Саладин обучался военному делу, а также получил общее образование. Для своего времени он был очень образованным человеком. Помножив знания на ум, храбрость и интуицию, данные от рождения, в итоге стал дальновидным государственным деятелем и отличным полководцем.
Находясь в Дамаске во время осады города европейцами в период Второго крестового похода, Саладин внимательно наблюдал за ними, за характером военных действий, за поведением и вооружением армии, за осадным орудием. Никто из европейских захватчиков и не подозревал, что в этот момент на них смотрит их будущая погибель.
Образование государства крестоносцев на Востоке еще более способствовало раздробленности мусульман, которые уже давно в единстве не жили. Европейцы этим умело пользовались: заключали с одними перемирие, с другими — более слабыми — воевали, с третьими — торговали. Таким образом, христиане прочно интегрировались в политику Востока.
Конечно, это не способствовало единению последователей ислама. Им нужен был сильный лидер, который смог бы сплотить всех мусульман вокруг себя, организовать их сообщество и двинуть к единой цели — освобождению Палестины и Сирии от христиан. Таким лидером и стал Саладин, свято чтивший Коран. Объявив священный джихад, султан поклялся изгнать крестоносцев с Востока, уничтожить рыцарей-монахов —
Но это позже, а пока ему пришлось завоевать свое место, собственно, среди самих мусульман. Постоянные распри между правителями Востока как нельзя лучше способствовали появлению сильного предводителя. Сельджуки постоянно враждовали между собой, а сторонники багдадского халифа — с египетскими Фатимидами. Внутреннее управление настолько прогнило, что в решающий момент мусульмане переходили на сторону противников и даже призывали на помощь христиан, и это особенно возмущало благочестивого Саладина.
После смерти египетского халифа он занял царственное место, а после смерти самого Нур ад-Дина отодвинул его наследников и взял под контроль ряд областей Сирии, включая любимый им с юности Дамаск. Никто уже не мог помешать Саладину на его пути к власти: даже безжалостные ассасины заключили с ним мирный договор. «Горный старец» — их лидер, не боявшийся никого, предпочел заключить с султаном мир.
Саладин был очень осторожным в своих поступках, спокойно продумывал все: не только военную стратегию, но и дипломатическую составляющую — он всем занимался сам. Действовал по принципу: «если хочешь, чтобы было идеально — сделай сам».
Не стоит забывать, что место правителя Саладин отобрал у законных наследников Нур ад-Дина. Да и пришел, фактически, на многое готовое — до него Нур ад-Дин создавал владения, которые Саладин удачно и вовремя захватил. Новый султан не просто так взялся из ни откуда: Нур ад-Дин очень ценил его отца, которому было даже позволено сидеть в присутствии правителя, а дядя (по совместительству — его командир) Саладина был в то время уважаемым военачальником.
Если верить Ибн-Алатиру, восточному хроникеру, современнику Саладина, Нур ад-Дин очень много сделал для процветания своего государства: построил много госпиталей, приютов для сирот, школы, а на больших дорогах так называемые ханства — гостиницы, весьма облегчавшие путь путешественникам.
Очень много внимания этот правитель уделял судебным делам — установил высшую судебную палату для решения частных дел. Тормозил произвол эмиров на местах, покровительствовал мудрецам. Нур ад-Дин был очень религиозным и скромным по личным запросам человеком, даже его гарем не шиковал. Учитывая все сложные реалии того времени, государство Нур ад-Дина можно в каком-то смысле назвать социальным — настолько много было сделано для простого населения.
После смерти господина Саладину пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать любовь народа, ведь, по сути, он узурпировал власть. По некоторым сведениям, он даже женился на его вдове. Новый султан принял разумное решение — опираться на население, где он будет черпать людские ресурсы для войны, налоги для пополнения казны, уважение и почитание как основу своей власти. Он оставил многое из того, как было при Нур ад-Дине, делая упор на всеобщее справедливое правосудие.
Очень часто люди, оказавшиеся на вершине власти, теряют чувство меры и воспринимают окружающих ниже себя, не задумываясь, распоряжаются чужими жизнями. Только человек с сильным характером, умеющий себя контролировать, удержится от соблазна злоупотреблять своим положением. Обладать правом вседозволенности и не пользоваться им — на такое способен не каждый.
Скорее всего, Саладин был именно таким человеком — уравновешенным и разумным. Вся его жизнь была подчинена одной цели — изгнанию христиан из Палестины и Сирии и торжеству ислама. Не размениваясь по жалким мелочам, на которые размениваются ничтожные личности, он шел к своей цели уверенно, концентрируясь только на том, что важно для ее достижения.
Саладин был очень щедрым человеком, но удивительно равнодушным к роскоши, воспринимал ее лишь как часть царственных регалий, не более. Он делал дорогие подарки тем, кто верой и правдой служил ему. Послы также никогда не уходили от султана с пустыми руками.
Экономическое положение в правление Саладина существенно улучшилось: Красное море и сухопутные караванные пути оказались под его контролем и крестоносцы лишились приличных прибылей от торговли пряностями. Надо сказать, что пряности и специи числились среди главных целей крестовых походов. На их продаже некоторые европейские сеньоры и торговцы сколотили большое состояние.
Расположением эмиров Саладин не сильно дорожил: он сам не знатного рода, однако оказался на самой вершине власти, поэтому не испытывал никакого трепета перед аристократами, которых вполне можно заменить на более лояльных. А вот многочисленное население не заменишь так просто. Со временем, власть Саладина стала не только легальной, но и легитимной, то есть признанной народом.
Новоявленный правитель добивался высокого положения не для того, чтобы наслаждаться жизнью — он начал формировать сильную и жестко дисциплинированную армию для войны с крестоносцами.