Кому Золотая Орда платила дань?

Реклама
Профессионал

Миф о Куликовской битве затмил историческую истину: первыми ощутимо бить Золотую Орду стали не московские князья, ещё долго являвшиеся её верной опорой, а новгородская вольница.

Завещание Магнуса

Новгородская вольница в лице пиратов-ушкуйников впервые свою эффективность показала в борьбе со скандинавами. Во время войн с «варягами» в 1320-х годах ушкуйники на морских судах совершали опустошительные набеги на земли Норвегии и Швеции. И это способствовало, к примеру, заключению мира, выгодного новгородцам.

В 1348 г. шведы в очередной раз напали на Новгородскую республику и взяли крепость Орешек. Ответный морской поход ушкуйников в 1349 г. настолько крепко запомнился шведскому королю Магнусу, что в своём завещании потомках, написанном в 1352 г., он взывал: «Приказываю своим детям, своим братьям, и всей земле Шведской: не нападайте на Русь, если крест в этом целовали; нет нам в этом удачи…».

Реклама

После этого целых сто лет было тихо и мирно на наших шведских рубежах…

Русская гроза Орды

Попрактиковавшись на викингах, русские корсары обратили взгляд на восток. И здесь для «священной войны» с басурманами, а также для грабежа (одно другому не мешало), под знамёна новгородских воевод встала также вольница русских земель, хлебнувших горя под ордынским игом.

До приснопамятной битвы на Куликовом поле крупные волжско-камские грабительские походы по золотоордынским владениям новгородцы совершали в 1360, 1366, 1369, 1370, 1371, 1374, 1375, 1379 годах. Кроме того, осуществлялись разбойничьи рейды по Вятке и по Оби.

Первые набеги на Золотую Орду оказались столь чувствительными, что местные ханы в дальнейшем стремились откупаться данью от новгородских «братков»…

Реклама

Русская опора Орды

Главным средством борьбы против волжских «летучих голландцев» была не воинская доблесть разоряемых городов (вспомним, для примера, каким ожесточённым было сопротивление русских городов во время нашествия Батыя), а ордынские вассалы в лице русских князей. Именно к ним взывали ханы Золотой Орды с требованием покончить с новгородской партизанщиной. И московская, суздальская, ростовская, нижегородская власть брала под козырёк и выполняла приказы Орды.

Из мировой истории известно, что морские пираты, например, являлись крайне эффективным средством в борьбе с сильными конкурентами за гегемонию на просторах мирового океана, и особенно преуспела в использовании этого средства будущая «владычица морей» Великобритания…

Реклама

Русская же власть средство давления на Орду и её экономического подрыва стала уничтожать собственными руками: известно о нападениях княжеских ратей на ушкуйников в Костроме и о походе Дмитрия Донского на Новгород Великий в ответ на набеги ушкуйников.

Взятие столицы Золотой Орды

Ушкуйники несколько раз разоряли город Болгар, брали Казань и Астрахань. Не отказывались они пограбить и русские города, особенно, те, на которые таили обиду (Кострома и Нижний Новгород). В 1374 и 1375 годах ушкуйники брали штурмом и грабили Сарай-Берке, столицу Золотой Орды.

К слову сказать, это был период смуты в Орде, так называемой «замятни». Но в отличие от решительных ушкуйников, бивших ослабевших басурман, русских князей «замятня» привела также в смятение — они метались, не зная, кому платить дань и к кому ехать за ярлыком…

Реклама

Сарай ушкуйники брали и век спустя, на закате Орды, — в 1471 году…

Последний оплот ушкуйников

В 1374 г. была основана Вятка (Хлынов), в настоящее время город Киров. Основали Вятку новгородские ушкуйники. Независимая Вятка была демократической республикой: высшая власть принадлежала вече, войсками управляли выборные атаманы. Основным же промыслом населения было ушкуйничество, торговля, ратный труд. Между прочим, в XV веке синонимами ушкуйника (речного разбойника) стали слова «хлын» и «хлынский вор».

В 1489 г., после насильственного присоединения к Московскому государству, вечевая Вятка перестала существовать. Произведён «развод»: часть населения Вятки переселена на подмосковные земли, а жители московских городов — в Вятку.

Реклама

Предки казаков

Часть хлыновских ушкуйников, избежавшая «развода», покинула Вятку и обосновалась сначала на Волге, в районе современного Камышина, где промышляла разбойными нападениями на торговые караваны, сбывая награбленное в пограничных рязанских городах.

Затем хлыновские предки новгородцев переместились в низовья Дона, где они и стали одними из прародителей казаков. Из новгородского наследия донскому казачеству досталось вечевое управление Войска Донского, слова «атаман» (от первоначального «ватаман», которое, в свою очередь, восходит к слову «ватага»), «стан» и многое другое…

Спасибо за внимание!

Реклама