Когда и чем закончилась Московская битва?

Реклама
Профессионал

8 июля 1941 года начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковник Ф. Гальдер, страстно желавший уничтожить всех славян и делавший всё возможное для их уничтожения (после войны до 1961 года сотрудничал с военно-исторической службой армии США), записал в своём служебном дневнике: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землёй, чтобы полностью избавиться от населения этих городов».

Но этого не произошло. В 1941 году наши деды и прадеды право на жизнь отстояли и, встречая Новый 1942 год, провозглашали тосты за Победу.

О том, что было бы с народами СССР в случае поражения в Великой Отечественной войне, видно из случая, описанного Главным маршалом авиации А. Е. Головановым. Он написал: «Как-то в сбитом германском бомбардировщике была обнаружена белокурая голубоглазая девушка в форме военного лётчика. Когда её спросили, как это она, женщина, могла решиться бомбить мирные города, уничтожать беззащитных женщин и детей, она ответила: «Германия нуждается в пространстве, но ей не нужны люди на этих землях».

В 1942 году части Красной Армии продолжали наступать. Были освобождены Московская и Тульская области, многие районы Калининской, Смоленской, Рязанской и Орловской областей. Потери в живой силе только группы армий «Центр», ещё недавно стоявшей под Москвой, за период с 1 января по 30 марта 1942 года составили свыше 333 тысяч человек.

Реклама

Проведя с 8 января по 20 апреля Сычёвско-Вяземскую, Торопецко-Холмскую, Ржевскую и Болховскую наступательные операции наши войска Западного, Калининского и Брянского фронтов перешли к обороне. Дальнейшее наступление было невозможно по причине весенней распутицы и связанными с ней трудностями снабжения армии боеприпасами, потерь в людях и технике в результате 4-х месяцев наступательных боёв, отсутствия резервов, необходимых для создания превосходства над группой немецких армий «Центр».

Немецкое руководство путём карательных мер восстановило в армии порядок и дисциплину и создало сильно укреплённый рубеж обороны, для прорыва которого у Красной Армии не было достаточных сил. К тому же немецкое командование для удержания фронта перебросило значительные силы из Западной Европы. В частности, чтобы избежать разгрома при проведении нами Ржево-Вяземской операции 1942 года немцами из Западной Европы было переброшено 12 дивизий и 2 бригады.

Реклама

День перехода наших войск указанных выше фронтов к обороне (20 апреля 1942 года) считается днём окончания Московской битвы.

За время Великой Отечественной войны действующая армия провела 51 стратегическую операцию, более 250 фронтовых и около 1000 армейских операций, из них почти две трети наступательных. Все эти операции и сражения проведены под руководством Ставки Верховного Главнокомандования во главе с И. В. Сталиным. Миллионы людей приводили в движение решения Ставки.

Г. К. Жуков написал о Ставке следующее: «Ставка руководила всеми военными действиями вооружённых сил на суше, на море и в воздухе, производила наращивание стратегических усилий в ходе борьбы за счёт резервов и использования сил партизанского движения. Рабочим её органом… являлся Генеральный штаб…

Реклама

Замыслы и планы стратегических операций и кампаний разрабатывались в рабочем аппарате Ставки — Генеральном штабе, с участием некоторых членов Ставки. Этому предшествовала большая работа в Политбюро и Государственном Комитете Обороны. Обсуждалась международная обстановка на данном отрезке времени, изучались потенциальные политические и военные возможности воюющих государств. Только после исследования и обсуждения всех общих вопросов делались прогнозы политического и военного характера.

В результате всей этой сложной работы определялась политическая и военная стратегия, которой руководствовалась Ставка Верховного Главнокомандования.

При разработке очередной операции

Реклама
И. В. Сталин обычно вызывал начальника Генерального штаба и его заместителя и кропотливо вместе с ним рассматривал оперативно-стратегическую обстановку на всём советско-германском фронте: состояние войск фронтов, данные всех видов разведки и ход подготовки резервов всех родов войск.

Потом в Ставку вызывались начальник тыла Красной Армии, командующие различными родами войск и начальники главных управлений наркомата обороны, которым предстояло практически обеспечивать данную операцию. Затем Верховный Главнокомандующий, заместитель Верховного и начальник Генштаба обсуждали оперативно-стратегические возможности наших войск.

Начальник Генерального штаба и Заместитель Верховного получали задачу — продумать и рассчитать наши возможности для той или тех операций, которые намечались к проведению. Обычно для этой работы Верховный отводил нам 4−5 дней. По истечении срока принималось предварительное решение. После этого Верховный давал задание начальнику Генштаба запросить мнение Военных советов фронтов о предстоящей операции…

Реклама

Ставка была хорошо осведомлена о положении на фронтах и своевременно реагировала на изменения обстановки. Через Генштаб она внимательно следила за ходом операций, вносила необходимые коррективы в действия войск, уточняла их или ставила новые задачи, вытекающие из сложившейся обстановки. В случае необходимости производила перегруппировку сил и средств для достижения цели операции и поставленных войскам задач, а в особых случаях прекращала операцию".

Маршал артиллерии Н. Д. Яковлев написал: «Работу в Ставке отличала простота, интеллигентность. Никаких показных речей, повышенного тона, разговоры вполголоса».

Продолжение следует…

Реклама