Существует узкое и широкое понятие классики.
1. Узкое понятие: классики — древние писатели и поэты (греческие и римские,
2. Широкое понятие: классики — писатели, «признаваемые лучшими, образцовыми» (независимо от времени создания их творений), другими словами, «все писатели, творчество которых стало живым достоянием не только национальной, но и мировой литературы».
При этом градация «классик-беллетрист» определяется профессиональными критиками, учеными-филологами. Однако чтобы признать автора классиком, необходимо, чтобы профессиональное мнение совпало с мнением общественным, то есть широкий читатель является полноправным участником такого сложного процесса, как выявление классических произведений.
Вокруг терминов «классика/беллетристика» во все времена велись жаркие споры. Если в эпоху Античности под классиками понимали только своих (античных) авторов, то в эпоху Возрождения понятие классики расширилось, теперь стали выделять в классики и «новых» авторов: например, велись словесные войны по поводу «классичности» Шекспира. В добавление к «классику» вводится понятие «живой классик»,
Не все так просто складывается в отношении литературы, признаваемой беллетристикой. Под «беллетристикой» понимается «литература второго ряда»,
Говоря о беллетристике, важно отметить, что она мыслится как «совокупность произведений, не принадлежащих к высокой литературе, но и не лишенных художественной ценности». Так что термин «беллетристика» — не позорный ярлык, а объективное понимание качества произведений.
Существует старая истина, которую подтверждает каждое поколение литераторов и читателей: беллетристику читают активнее, чем классику. Это подтверждает и современная ситуация. Кратковременная популярность — вот один из первых признаков беллетристики. Знакома ли, например, современному российскому читателю такая фамилия, как Лейкин? Думаю, что нет. А ведь в 19 веке в России его знали как наиболее популярного автора, в то время как его современник Тургенев читался гораздо реже.
Когда зарождается беллетристика? Еще Аристотель в своей «Поэтике» выделял «высокие» и «низкие» жанры. К беллетристике относили все, что писалось не для избранного общества, а для простого народа. Наиболее широкое применение беллетристика получила в эпоху Предренессанса, когда появилась потребность читателей в литературе легкого склада, забавного свойства. Для такой литературы было характерно применение литературных схем, сюжетных клише, похожих друг на друга героев. Как говорится, спрос рождает предложение.
В упомянутую выше эпоху появляются такие жанры, как фаблио, шванк, новелла. Формируется малая проза. Затем — крупные жанры: авантюрный, приключенческий, исторический, рыцарский роман. И возникает термин «тривиальная литература». Все перечисленные жанры имеют родовое свойство — они все создаются на основе литературных штампов и клише,
Поэтому второй признак писателей-беллетристов — их плодовитость. Они поражают читателя не своей индивидуальностью, а своей массовостью. Не успев закончить одно произведение, беллетрист уже торопится приступить к написанию второго, третьего
Однако важно заметить, что литература, состоящая только из классики, была бедна и скучна. Поэтому беллетристика выполняет важную роль — она делает литературу разнообразнее и увлекательнее.
Говоря о беллетристике, нужно помнить, что даже при своей легкости и даже порой легкомысленности она может быть качественной и серьезной. Внутри самой беллетристики случаются и свои шедевры, и свои неудачи. Ведь создают беллетристику авторы разной степени дарования. Некоторые из них в погоне за коммерческим успехом сознательно эксплуатируют самые примитивные литературные схемы и низменные инстинкты читателей.