Здесь все не так просто. Андрей — фигура знаковая; по сути, он положил начало Российской государственности. И тут все в тему, и остановка в Боголюбово тоже. Может, и было Андрею явление Богородицы — уж не знаю, реальное или просто видение. На результат это не повлияло. Важно, что вдохновленный видением Андрей сумел создать принципиально новое государство.
До того столицами были Ростов, затем Суздаль — города с давними традициями боярско-вечевого управления. Перенос столицы избавил Андрея от необходимости делить власть с родовой знатью. Новой опорой князя стали дружина (после разрыва с боярством, скорее младшая ее часть), слуги (естественно, не «обслуживающий персонал», а администрация, зависимые от него помощники) и богатые горожане. С этих пор вся княжеская деятельность Андрея направляется на централизацию власти.
К примеру, Андрей избавлялся от родственников — возможных конкурентов. Выгнал на «историческую родину» мачеху, греческую царевну, вместе с ее детьми. Среди них малолетний Всеволод Юрьевич, будущий Великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо, продолжатель дела Андрея и предок последующей линии владимиро-московских князей.
Андрею удается понизить статус «главного конкурента» — Киева. В 1169 г. Андрей во главе союза князей берет и позволяет разграбить Киев. Войско ведет себя нетипично для прежних «внутренних», междоусобных войн. Тем более — для войн за великокняжеский стол. Со столицей обходятся как с чужим, враждебным городом. Вплоть до разграбления церквей. А затем Андрей говорит замечательную фразу: «Не нужна нам земля Русская!»
Прошу прощения, если привожу слова князя неточно. Здесь важна суть: «Русская земля» в то время — не что иное, как Киевская Русь.
Не нужна. Андрей, по сути, заявляет о разрыве с прежней Русью. А учитывая, что тому времени большинство князей признавали старшинство Андрея, обособление от прежней столицы прошло нормально. К тому же Андрей, не заняв Киевского стола (Владимирский князь отдает Киевское княжение брату Глебу), не получает и формального статуса Великого князя Киевского.
А ведь он не первый, желающий перенести столицу из Киева. Первым был знаменитый Святослав. Тот, правда, «переезжал» западнее, на Дунай. Ближе к Византии. Андрей скорее обособлялся, перебираясь в Залесье. Правда, это не мешало международным связям. Сохранялись связи с остальной Русью и с южными степями. Хотя это вдвойне логично. Во-первых, степняки — традиционный противник/союзник. А во-вторых, сам Андрей наполовину, по матери, половец.
И контактов с западом переселение не нарушило. В конце концов, владимирские храмы строили итальянцы, вроде бы присланные Фридрихом Барбароссой. Они с Андреем приятельствовали. Так что переезд в Залесье никак не повлиял на международные отношения Руси.
И вообще, принес Андрею и его наследникам сплошные выгоды. Кстати, почти через сто лет ордынские войска, конечно, достали и северные княжества. Но не только Владимир, столица, но и другие города Северо-Востока ведь восстановились куда быстрее южных. Орда пришла и ушла обратно в степи, а северные князья стали скорее ее вассалами.
Да и Новгород здесь много ближе. Новгород, Псков — это плотные торговые связи с Европой. Пусть это и не вполне Русь… даже, наверное, совсем не Русь. Зато это Ганзейский союз, это давний соперник/союзник Швеции. И так далее. Все, наверное, в курсе контактов того же Александра Невского с католическим Западом… Европейские правители (и светские, и духовные) проводили политику экспансии на восток, в том числе и на Русь. То воевали, то союзничали. Как обычно…
С момента захвата Киева первенство переходит к северным (владимиро-московским и тверским) князьям. Они традиционно добиваются статуса Великих князей Киевских, но в самом Киеве уже не садятся. Считается, что взятие Андреем Киева — один из факторов, ускоривших падение города в 13 в., во время ордынского нашествия. С этого начался упадок Киева. А стены после штурма так и не восстановили.
Андрей отделяет фактическое княжеское старшинство и обладание киевским столом от собственно пребывания в Киеве. Да и вообще любым столом, княжением. Он, по сути, выводит Владимиро-Суздальское княжество из системы лествичного права. Самому Андрею наследует, еще вполне в соответствии с традицией, брат Всеволод, а вот далее Владимирское княжение передается его сыновьям, внукам