В самом начале 20 века в России появилась целая плеяда ученых и философов, которые с разных сторон исследовали тему взаимодействия Человека и Вселенной, микрокосма и макрокосма, бесконечности и конечности, непостижимости и познания. Занимались этой темой и ученые-естествоиспытатели — их имена всем знакомы (Циолковский, Вернадский, Чижевский), занимались и философы (Федоров, Сухово-Кобылин, Е. Трубецкой). Конечно же, не обошли тему и мистики, эзотерики, оккультисты (Блаватская
В русском космизме переплелись самые несочетаемые темы: бессмертие и космические исследования, божественное начало и эволюция человека, статика и импульс.
«Музыка погружает в Тьму Бытия, где кроются все начала и концы, все рожающее и питающее, материнское лоно и естество Вселенной». (А. Лосев. «Музыка как предмет логики»)
Появились и, если можно так выразиться, «композиторы-мистики» — Георий Гурджиев, Иван Вышеградский. Произведение последнего «День Бытия» (или «День Брахмы») имело целью «создать произведение, способное пробудить в каждом дремлющие силы космического Сознания».
Русский космизм охватывал буквально всё. Преобразовать мир, всё мироздание (человек, человечество, космос) — ну почему бы и нет…
100 лет назад умер великий композитор Александр Скрябин. Полагаю, что биография Скрябина есть на многих сайтах. Возможно, там сказано и о фактах его жизни, и об этапах его творчества. Добавлять еще можно бесконечно много. Читателям из Израиля было бы интересно почитать об одной из дочерей композитора — Ариадне Скрябиной. Тем, кто читал статью о
Но я хочу коротко остановиться только на одной теме — «космической».
В музыке Скрябина соединился поздний романтизм, импрессионизм, символизм, экспрессионизм, модернизм. Темы идеальной мечты, стремления и томления, воли, самоутверждения — здесь круг основных характерных образов. Застывшие в полете бескрайние гудящие пространства музыки Скрябина — вглядимся и вслушаемся в них.
В Четвертой сонате главную тему Скрябин сам определяет как «Тему Звезды».
«В тумане легком и прозрачном, вдали затерянная, но ясная, — звезда мерцает светом нежным. …В твоих искрящихся волнах утопаю… И пью тебя — о, море света! Я, свет, тебя поглощаю
В 1-й части сонаты мерцает и пульсирует хрупкая холодная звезда. А во 2-й части — стремительные взлеты-полеты и та же тема, та же звезда, но уже от хрупкости не осталось и следа: властная, самоутверждающая, экстатичная тема. Единение в воле. Стремление к космосу и владычество в нем. Космический огонь и трагическое бессмертие человеческого духа в его творческих «полетах».
«Открылись бездны времени. Рассыпались звезды в бесконечном пространстве. Разлился огонь моих стремлений».
Но Скрябин обладал тем, что называют «цветным слухом». И в его палитре тональность, в которой написана эта соната (фа-диез мажор) — это ярко-синий (астрономы сейчас говорят, что это цвет самых горячих звезд).
«Прометей. Поэма огня» для оркестра, хора, органа, фортепиано и… света. Расшифрована партия света была только в 1960-х годах, тогда же это произведение было исполнено так (или приблизительно так), как и было задумано.
Световая симфония. Как тут не вспомнить главу 7 из «Туманности Андромеды» И. Ефремова: «Симфония фа минор цветовой тональности 4,750 мю».
О скрябинских аккордах говорят как об «аккордах-кристаллах». «Прометеев (прометеевский) аккорд» (или «мистический аккорд»), придуманный Скрябиным, вокруг которого и происходит вся звуковая феерия, рассматривается как «космический». Это — «спящая Вселенная», беспредельная бездна, огромный космический пейзаж, в котором есть и «тема Прометея», и «тема воли», и «тема Разума».
«Высшим образцом такого бесстрашия и неутомимых поисков было творчество гениального автора «Прометея», уже в юности утверждавшего веру в волю человека, а к концу жизни прославившего его духовную жизнь в незабываемых образах поэмы, которые он почерпнул и постиг в древнейших памятниках мудрости, даровав им новую жизнь.
Постижение это позволяет с уверенностью говорить о Скрябине как о философе, ибо партитура «Прометея» свидетельствует не только о гениальности его создателя, но и о подлинно творческом развитии им высоких этических устремлений русской философии". (И. Бэлза. Философские истоки образного строя «Прометея»)
Все творчество последнего десятилетия жизни Скрябина — бесстрашие и космос.
«…музыки данного периода „космического“ строя, музыки небывалой, несказанно прекрасной в своем одиночестве. Ее основное настроение — экстатичность, полетность. Ее стихия — огонь: от искорок малых разрядов тока и хрустально звенящих фонариков светляков до всепожирающих огненных языков мрачного пламени бездн земных и грозного огня мировых солнц…» (Б. Асафьев).
Конечно, нельзя не упомянуть о загадочной «Мистерии».
«Мистерия» — вселенская литургия — недописанное произведение Скрябина. Неожиданная смерть не позволила закончить произведение, и нам остается только догадываться о невероятном замысле русского композитора. Общекосмическое и всечеловеческое, соединенное с помощью преобразующей силы всех искусств — коллективное действо (или некий соборный спектакль) исполнителей совместно со слушателями, с музыкой, хором, танцем, поэзией, архитектурой, запахами, светом. Исполняться «действо» должно было целую неделю в Индии.
В 1970-х годах в Москве и Нью-Йорке исполнили воссозданное по эскизам Скрябина «Предварительное действо» — пролог к «Мистерии».
Идея «Мистерии» выглядит ошеломляющей, фантастической и чрезвычайной. Но вспомним это время — последнее десятилетие перед революцией. И Первая мировая. Все в мире уже становится чрезвычайным.
Б. Пастернак, отец которого был дружен с А. Скрябиным, называл тягу к чрезвычайности — чисто русской. «Действительно, не только музыке надо быть сверхмузыкой, чтобы что-то значить, но и все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собою.».
Идеи русского космизма вырвались в большой мир и во Вселенную. Что интересно: идеи эти, уже лишенные мистической составляющей, воплотились именно на родине «космизма». Пусть это было «техническое воплощение, но это был полет в космос! Идеи могут реализовываться или меняться. Над идеями конкретно Александра Скрябина еще долго будут ломать голову, а вот музыка его — вечна.
«Общеизвестной истине должно выпасть редкое, раз в сто лет улыбающееся счастье… Таким счастьем был Скрябин. Как Достоевский не романист только и как Блок не только поэт, так Скрябин не только композитор, но повод для вечных поздравлений, олицетворенное торжество и праздник русской культуры». (Б. Пастернак).
Творческую жизнь Александра Скрябина принято условно делить на периоды. Если кто-то решит послушать именно «космическую» музыку Скрябина, то искать нужно не раньше определенного опуса, за 40-м и далее. В принципе, достаточно названных произведений. Итак, все сонаты, начиная с Четвертой, поэму «К пламени», «Прометей», желательно все же не пропустить при этом «Божественную поэму», «Поэму экстаза», и так далее.