Когда можно побыть счастливым? О спектакле «Озеро» в «Гоголь-центре»

Реклама

Режиссёр спектакля «Озеро» — Сергей Виноградов, известный по спектаклю «Девять». Новую драму Михаил Дурненков написал специально для «Гоголь-центра». Это спектакль об обычных современных людях, которых сидит перед сценой целый зал. Каждый из присутствующих в зале — актер и зритель — как и герои спектакля, постоянно загружен своими переживаниями. Каждый находится в бескомпромиссной борьбе со своими страстями и в то же время старается просто жить. Спектакль об этих стараниях.

Старания у всех разные. Кто-то старается преодолеть страхи, кто-то тщеславие, кто-то свою и чужую ложь, кто-то измены, кто-то делит компромиссы с совестью, кто-то ищет смысл. А кто-то не переносит людей — ему одному хорошо, но вращаться среди людей вынужден — и превращает общение в конфликт и обиду. Все мы разные, объединенные временем и непониманием: «Жить счастливо — это как?»

Реклама

«Где ты сейчас? А где бы ты хотел оказаться в момент Апокалипсиса…» — говорит Нина в самом начале пьесы, словно намекая, что апокалипсис уже среди нас. Жесткая и трогательная пьеса Михаила Дурненкова — о нашем обществе, которое постепенно тонет в озере грубости, пошлости и грязи. У этого озера нет дна, так же как у нашего современного общества потребления нет опоры. Герои пьесы пытаются остаться на поверхности, но безрезультатно уходят на дно своих эгоистических потребностей и страхов, не замечая, во что они превращаются. «Такому обществу как никогда нужен новый герой, новый Ной, новый Христос, способный спасти от этого наводнения. …А есть ли он среди нас?» — Сергей Виноградов, режиссер.

Реклама

Действие происходит на природе у озера, где отдыхает компания знакомых. Ярких событий не происходит, завораживающего экшена не наблюдается. Если не считать обращений в недавнее прошлое. Сзади, за зрителями, разворачиваются фрагменты недавнего прошлого, в котором произошли актуально значимые для людей события. Их зрители наблюдают в глади озера, вернее, в классно расположенных зеркалах, отражающих прошлое-настоящее и настоящее-прошлое. Люди, несвободные от недавних событий, собрались на пикник, чтобы как-то от этих событий отвлечься. В компании встретились современные молодые успешные и неуспешные люди, замороченные до самой последней душевной ноты.

В сегодняшнем мире все такие. Только кажется, что люди присутствуют на пикнике и играют в крокодила. Каждый с трудом сдерживает внутреннюю бурю и бесконечно мучается. Каждого ломает и корежит так, что участие в легком мероприятии кажется дополнительным испытанием. Но с собой наедине оставаться еще труднее, поэтому люди стремятся к общению, чтобы не слышать и не чувствовать себя. Каждый по отдельности — очень симпатичный, умный и самодостаточный. Вместе — со стороны — полная идиллия, респект и перфект современного интеллигентного общества.

Реклама

Андрей (Штейнберг Семен) прекрасен в своей наивности. Его влажный детский взгляд излучает доброту, смешливость и легкость. И пребывал бы он в детстве бесконечно, окруженный любовью жены Алены (Юлия Гоманюк). Но болезнь новорожденной дочери заставляет родителей принять страшное решение по поводу донорства сердца. Любая наивность разбивается о такое решение. И если Алене становится ясно что делать в первую секунду, то Андрей принимает решение с трудом. Он не готов к тяжелому решению и теряет почву под ногами. Не дай бог никому принимать таких решений. А Андрею приходится, и он теряет в этой ситуации часть своей души, угасая на глазах.

Зритель видит обездушенного человека, хотя такого же молодого и привлекательного, как до принятия решения. Алене ничего не остается делать. Ей решения искать не нужно. Жизнь ребенка зависит от матери полностью. И Алена смеется, отдыхает, веселится сквозь слезы. Слезы теперь всегда будут рядом. А за ними осознание трагедии. Но улыбаться нужно. На нее смотрят дочь и муж. Их не обманешь, поэтому Алена будет бодра и весела. Как ей это удается — ценою бессонных ночей и пугающих дней, знает только она. Никто ее никогда не поймет.

Реклама

Антон (Дмитрий Высоцкий) работает врачом. И если врач не допускает врачебной ошибки, то найдется пациент с несчастным случаем, который избавит врача от чистой совести. Антон возвращается домой истощенным и обесточенным, в то время как любимая женщина Алиса (Екатерина Стеблина) не стремится спрятать следов измены. На измену Антон отвечает мазохистской привязчивостью и уверениями в любви. Уверения так навязчивы, что верить в них не хочется. «Я люблю тебя» вырывается у Антона надрывно и фальшиво. Глядя на такую любовь, невольно задумываешься: зачем людям нужно любить друг друга?

Конкретный, как питбуль, человек Виктор (Александр Голубков) тоже наводит порядок в своем мировоззрении. Решает вопросы душевных терзаний просто и прямолинейно. В отличие от остальных, он точно знает, кого любит и кому служит. Наверное, исполнение апокалипсиса будет происходить руками таких первобытно-конкретных… бультерьеров.

Реклама

Аутист Николай (Евгений Сангаджиев) очень мучается с людьми. Уверовавший в свой диагноз «аутизма», он позволяет себе быть раздражительным, развязным. Короче говоря, просто хамом. Но гладь озера навела его душу на то, что он влюбляется в девушку Нину (Светлана Мамрешева). И сразу куда-то исчезает злокачественный аутизм и невозможность говорить с людьми по-человечески. Уставшая от собственных неудачных отношений, Нина бросается в объятия эмоционально холодного мужчины уже хотя бы потому, что конец света не хочет встретить в глупой ситуации. А так — в объятиях любимого — и умереть не страшно.

При полной готовности к внезапному апокалипсису люди очень надеются оттянуть его наступление. С ним ведь, концом света, станет все понятно. А к предапокалиптическому периоду вопросы еще остались. Может, еще удастся ответить на главный из них: когда во взрослой жизни можно побыть счастливым? Правда, когда?!

Реклама

Про каждого в зале можно написать пьесу «Озеро», каждый переполнен сверхмощными переживаниями. «Озеро» объединяет в понимании того, что свои переживания придется осмыслять каждому самостоятельно. Как и отыгрывать свою роль. Хорошо, что в «Озере» себя хорошо видно. Внутренне себе из зала можно поаплодировать. Можно внести коррективы в собственную актерскую работу в пьесе «Жизнь» или стать к себе снисходительнее. Больно трудная роль досталась каждому. Вот бы над ней поработать еще лет 40−50. Вот бы побольше таких показательных спектаклей.

Реклама