О чём пишут женщины?

Реклама
Профессионал

Если бы по какой-то причине все женщины мира вдруг разучились читать, большим и малым предприятиям, печатающим книги, грозило бы банкротство. Сегодня и читают преимущественно дамы, да и пишут они же, причём куда с большим КПД (коэффициентом полезного действия), чем мужчины.

О современных ему женщинах-писательницах Антон Павлович Чехов отзывался довольно резко: «Лучше я прочту что-нибудь из физики или по электротехнике, чем женское писание. Вот госпожи такая-то и такая-то пишут, пишут, а когда умрут, ничего от них не останется».

Спорить с классиком — последнее дело. Да и по поводу чего спорить? Кто-нибудь может назвать хотя бы 2−3 известные фамилии писательниц, живших в одну эпоху с Чеховым или до него?

Но позволю себе предположить, что, окажись Антон Павлович современником Виктории Токаревой и Галины Щербаковой, он сумел бы оценить их писательское дарование по достоинству. Хотя бы потому, что произведения этих женщин уже прошли испытание временем. А ведь есть ещё Дина Рубина, Татьяна Соломатина, Людмила Улицкая… Говорю сейчас исключительно о личных пристрастиях, которые, к слову, высокохудожественной литературой не ограничиваются.

Реклама

Да, я люблю детективы. Больше того, люблю детективы, написанные именно женщинами. Кто со мной, поднимите руку! Спасибо, милые дамы!

Могла бы поделиться собственным шорт-листом, но, думаю, это лишнее. По большому счёту, не так уж важно, кто из авторов заставляет нас испытывать нешуточные эмоции в ожидании развязки. Главное, что женская литература существует и мы её читаем.

И если ваш муж начнет доказывать, что такой «туфты» не читает, не верьте! Читает, но скромно об этом молчит. Видимо, думает, что подобное признание выставит его в невыгодном свете.

И всё же читают современные мужчины намного меньше. Намного. И это жаль. Даже детективами сегодня интересуются в основном женщины. И, кажется, я знаю, почему. Если дамы обожают вымысел, то мужчины предпочитают факты. А много ли достоверных фактов встретишь в детективной истории, не говоря уже о мелодраме?

Реклама

С другой стороны, Пушкин-то был «.сам обманываться рад». И это ведь он написал: «Над вымыслом слезами обольюсь». Но где Пушкин, а где нынешние мужчины? Сложно представить, что кто-то из них сегодня обронит скупую слезу на печатно-бумажную страницу.

Но вернёмся к женской литературе, которая, между прочим, два последних десятилетия является безусловным лидером продаж в большинстве западных стран. И нравится нам это или нет, но значительную часть книжных прилавков занимают женские гламурные романы, не имеющие отношения к высокохудожественной литературе:

«В его поцелуях не было никакой неуверенности. Он точно знал, как найти ее губы».

«И ее улыбка показала, что она покинула сей мир и отправилась на небеса от счастья».

Реклама

«Слезы струились у нее по щекам, а глаза пылали гневом. Лаура решительно стряхнула их с лица».

Знакомо? Можете не отвечать.

Признаться в благосклонном отношении к женским романам способна не каждая. Это всё равно, что откровенно заявить о всепоглощающей любви к растянутым футболкам, мягким диванам и калорийным плюшкам. Стыдно. Кстати, читать такие произведения приятнее всего при наличии именно этих составляющих — футболки, дивана и плюшек. Между тем героини женских романов все как одна носят сногсшибательные наряды, имеют осанку балерины и питаются преимущественно листьями салата.

В те времена, когда наша страна ещё могла гордиться званием самой читающей в мире, среди старшеклассниц были популярны анкеты, в которых имелся и такой вопрос: «На какую литературную героиню ты хотела бы быть похожей?» Я вдруг представила себе ответ читательницы женского романа: «На очаровательную Люси из произведения Сесилии Ахерн». Смешно? И мне смешно. Но, между прочим, психологи из Вирджинии утверждают, что после погружения в придуманный мир гламура и сравнения себя с героинями у среднестатистической женщины может развиться комплекс неполноценности. И дабы приблизиться к идеалу, некоторые особо экзальтированные читательницы готовы худеть до изнеможения, подвергая своё здоровье серьёзному риску.

Реклама

Про среднестатистических американок я ничего не знаю, а про соотечественниц хочется думать, что они генетически не способны до такой степени «погрузиться в мир гламура», чтобы выпасть из реальности.

Допускаю, что на такой шаг были способны романтические барышни конца 80-х, в эпоху первого «нашествия» иностранных женских романов на книжные полки отечественных магазинов.

Но сегодня-то мы совсем другие! Кто из нас способен поверить в фантастическую сюжетную линию с неизменно счастливым концом? Кто всё ещё надеется встретить прекрасного принца? То-то же… Но ведь читаем! Парадокс… Может быть, в тайной надежде, что быль снова станет сказкой…

Реклама