В чем отличия памятников Петру I, установленных в разных российских городах?

Реклама
Грандмастер

Так получилось, что Петрозаводск, Архангельск, Воронеж и Таганрог — не чужие мне города. В каких-то из них я сам жил какое-то время. В каких-то живут мои хорошие друзья или просто родные мне люди. В каких-то даже сейчас у меня постоянная прописка и специальный регистрационный штамп в том самом документе, что когда-то имел «серпасто-молоткастую» обложку. В общем, бывал я в этих городах. Да не по одному разу.

А так как все они, так или иначе, связаны с рождением Российского военно-морского флота, то никогда ничего странного не видел в том, что в каждом из этих городов есть памятник Петру I, основателю этого самого флота. Более того, поскольку скульптура императора на памятниках примерно одинакова — в полный рост, в мундире и при шпаге, с вытянутой куда-то вперед рукой, я и думал, что все эти памятники одного и того же автора. Даже установлены они примерно в одно и то же время. Скорее всего, к какой-то юбилейной дате, связанной с зарождением российского флота.

И только недавно, чисто случайно, выяснилось, что я по этому поводу очень сильно заблуждался.

Да, у архангельского и таганрогского памятников автор действительно один и тот же — скульптор Марк Антокольский. По сути, первый из памятников является более поздней и немного уменьшенной в размере (на 0,94 м) копией второго, единственной полноразмерной скульптуры, отлитой при жизни Марка Матвеевича и при его непосредственном руководстве. Архангельский же Петр I изготовлен в 1909 г. уже после смерти скульптора его племянником.

Реклама

Но вот у воронежского и петрозаводского памятников авторы иные. У каждой скульптуры — свой собственный. У воронежского Петра I — Антон Евграфович Шварц, у петрозаводского — Иван Николаевич Шредер. И установлены все памятники в разное время и к разным датам.

Самым возрастным из всех четырех является воронежский памятник, торжественное открытие которого состоялось 30 августа 1860 года. В этом отношении петрозаводский ему уступает. Но уступает немного, самую малость. Карельский памятник российскому императору был заложен на 12 лет позже воронежского — 30 мая 1872 г., к 200-летию со дня рождения Петра I, а открыт — 29 июня 1873 года. И эта дата была приурочена уже к 100-летию со дня основания Александровского, в будущем — Онежского тракторного завода, что, кстати, оказалось одним из важных моментов в дальнейшей истории памятника.

Реклама

Относительная молодость петрозаводской скульптуры императора не мешает ей оставаться единственным памятником карельской столицы, сохранившимся в городе с досоветских времен. И если уж продолжать тему времен и эпох, то таганрогский и архангельский памятники Петру I, в отличие от их старших братьев (воронежского и петрозаводского), были открыты уже в XX веке. Первый, создание которого приурочивалось к 200-летию со дня основания города (о чем собственно, говорит и надпись на постаменте: «Императору Петру I-му Таганрогъ 1698−1898 г.») — 14 мая 1903 года, а второй — 27 июня 1914-го.

Ну и, если кому интересно, не только об именах и датах, но и размерах памятников. Самая высокая скульптура Петру I оказалась в Воронеже — 3,5 м. Буквально каких-то шесть сантиметров (!) уступает ей её таганрогский собрат. Самая же маленькая из этих четырех скульптур (2,5 м) стоит в Архангельске. Ну, а петрозаводская опять казалась второй. Только с другого края. Если по старшинству она вторая от начала списка, то по размерам — от его финальной составляющей, поскольку на 40 см выше архангельской скульптуры.

Реклама

Реклама