А согласно библейскому сюжету об Иуде — предателе Христа, что повесился на осине, она разделила его участь, став проклятым деревом. Но в судьбе Спасителя, точнее, в самом трагичном периоде его жизни, это дерево встречалось не раз.
Открыв энциклопедический словарь «Славянская мифология» (М.: Эллис Лак, 1995), находим:
Сохранились легенды, объясняющие осиновую дрожь по-разному: по одной из них, дерево, узнав, что из него будет сделан крест для распятия, задрожало от ужаса всей листвой; по другой — во время распятия все деревья склонили верхушки, и лишь осина осталась прямой, за что и обречена была на вечную дрожь. Во всяком случае, выбор осины в качестве орудий пытки и казни, был, разумеется, не случаен: она задолго до того считалась деревом мертвых (а по современным данным, известно, что при выдержке ее древесина «костенеет»).
Справочники по знакам, приметам и суевериям называют осину символом горестного плача и стыда, полагают, что на «языке» деревьев она означает чувствительность.
Еще до принятия христианства негативное отношение к этому дереву было весьма распространенным. В литовском предании «Ель — королева ужей» повествуется, что дочь Ели — Осина совершила тяжкий грех: предав мать и отца, послужила причиной их гибели, и после смерти превратилась в дерево, названное по ее имени.
Латыши объясняли дрожание листьев разгуливанием Вея Маты (Мата — значит «мать») по корням осины или сотрясанием ее злыми силами, например Марей (аналог славянской Марены, богини Зла и Смерти).
Кое-где у восточных славян осину считали также «чертовым деревом» (гуцулы так и вовсе называли черта — «осиновец»). В местах, где растет осина, по народным поверьям, «вьются» черти. Именно по этой причине у прибалтийских народов запрещалось укрываться в грозу под осиной, т.к. Перкунас (бог-громовник) поражает именно ее, прячущую черта.
Осиновый кол издревле известен как оружие против вурдалаков и упырей, поскольку они считались проклятыми при жизни (заложными) душами, и одолеть их можно было лишь «проклятым» деревом — по принципу подобия. Осиновыми колышками окружали огородные грядки, защищая их от медведки. Кстати, у А. Линевского в «Листах каменной книги» осиновый кол упоминается в качестве средства защиты входа в землянки древних стойбищ, а этот автор — не просто писатель, еще и известный этнограф, археолог, имя которого связано с открытием петроглифов (наскальных рисунков) в Карелии.
В рунической традиции осина связывается с символом Ehwaz, ей приписывается мудрость, способность противостоять любым условиям, отводить смерть, исцелять.
Немало народных пословиц, поговорок и присловий упоминают это дерево. К примеру:
— Осина некрасива, сучкаста и шумлива.
— Осина горит без керосина.
— Осина все шепчется, проклятое дерево.
— На осине кровь под корою (и действительно, изнутри она имеет красноватый оттенок).
— Одна ягода, горькая рябина, одно дерево, горькая осина!
— Дрожит, как осиновый лист.
— Трясется, как лист на осине.
— Удавлюсь на горькой осинушке, на самой вершинушке!
— Осина и без ветра шумит.
— С осину (с оглоблю) вырос, а ума не вынес.
— Ладило б тебя на осину!
— Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.
— Грелся Максим вокруг осин (об опрометчивом человеке).
Согласитесь, по большей части — невеселые сюжеты…
И народный календарь не обошел вниманием осину. Приметы его кажутся чисто фенологическими:
1. На осине почки большие — к урожаю ячменя.
2. Осина в сережках (т. е. богато цветет) — урожай на овес.
3. Полетел пух с осины — иди в лес за подосиновиками.
4. Осина лист роняет, осени уступает.
А вот предания и обряды на определенные дни все же носят явный оттенок народной магии.
Так, на день Фоки и Ионы (5 октября), считавшийся началом осени, Осина якобы примеряла русалкино платье, да так и оставалась в нем стоять — русальим призраком на земле.
А на Феклу-заревницу (7 октября) начинали молотьбу, и самый старший из молотильщиков, взяв вырезанную из свежей осины широкую лопату, набирал ею зерно, и, перекрестившись на восток, побрасывал зерна на ветер, приговаривая: «Первую лопату — «во имя Отца», вторую — «во имя Сына», третью — «и Святого Духа». Потом шли лопаты «дедке», «бабке», «внучатам», «всем добрым людям»…
Выражение «бить баклуши», оказывается, тоже имеет отношение к осине. По В. Далю: «Осина, ж. дерево Poppulus tremulus; всего более идет на щепенную (резную и точеную) деревянную посуду, почему его также зовут баклушей». — Баклушей обычно называли обрубок для выделки деревянных ложек и плошек.
Впрочем, об использовании осины лучше поговорить отдельно.