И раз уж мы посещаем храмы, ну хоть иногда, неплохо бы делать это с открытыми, так сказать, глазами. То есть понимая, что, как и зачем здесь устроено. Как ни относись к христианским традициям, а возникли они, по крайней мере, большинство, не на пустом месте. В православном храме, да наверное, в любом святилище любой религии, все осмысленно, все символично!
А для начала предлагаю очень кратко коснуться собственно устройства традиционного русского иконостаса. Уточню: в условном, «усредненном» виде!
В центре иконостаса расположены ведущие к престолу Царские Врата. Раньше всего на алтарной преграде появляется крест, упоминаемый как минимум в VII в. Как я понял, не вполне известно, как именно и какие иконы располагались на ранних иконостасах. Это реконструируется примерно, по аналогии с более поздними.
В центре верхнего яруса ставится первая икона — образ Спасителя, с Богородицей и Иоанном Предтечей (деисусный ряд). Затем появляется следующий ряд: изображения святых и двунадесятых праздников (праздничный ряд). И наконец, примерно в IX в., появляется ряд так называемых «поклонных» икон, устанавливаемых для поклонения народу. В XI−XII в. добавляется храмовая икона
.Русский трехъярусный иконостас первоначально состоял из деисусного, праздничного и пророческого рядов. Есть версия, что пророческий (образы ветхозаветных пророков, возвещающих о будущем рождении Мессии) ряд появляется в XV веке. В XVI в. появляется праотеческий ряд: Ветхозаветная Святая Троица и праотцы от Адама до Моисея.
В следующем столетии появляются ряды с изображениями ангельских чинов и так называемый «пядничный» — с иконами размером в «пядь». Затем — ряд с изображением страстей Христа (Страстной).
На самом деле абсолютного единства облика иконостасов долгое время не было. Например, местный ряд встречался и в XV, и в XVI в., лишь к XVII веку распространившись повсеместно. Стоит ли удивляться, что облик иконостасов существенно разнился до XX в.
Ничуть! Ведь и канона как такового не было — складывалась новая, небывалая прежде и свойственная лишь России традиция.
Современный иконостас включает трое врат и пять рядов икон.
Центральные врата — Царские, двое других — северные и южные (ведущие в диаконник и жертвенник). На Царских вратах обычно располагают иконы Благовещения и евангелистов. Над ними — изображение Тайной вечери, на северных и южных вратах — ангелов, пророков или святых диаконов.
Это — местный ряд иконостаса. Возле Царских Врат расположены образы Христа и Богородицы; рядом с образом Христа — храмовая икона. В этом же ряду находятся местночтимые иконы и давшие название ряду.
Собственно, хотя этот ряд является общепринятым, он уникален в каждом храме.
Второй ряд снизу — Деисусный. Очень старый чин, пришедший еще из Византии. Обычно это композиция: Христос в образе Спасителя на троне или главы Небесной Церкви. По сторонам от него — изображения Богоматери, архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Крестителя и апостолов. Здесь же могут помещаться
Если в этом ряду по сторонам от Спасителя изображены двенадцать апостолов — ряд называется Апостольским.
Третий снизу — Праздничный ряд. Как несложно догадаться по названию, ряд это Новозаветный, включающий Двунадесятые праздники. Здесь же — изображения Воскресения, Пятидесятницы и Воздвижения Креста.
Четвертый ряд снизу — Пророческий, изображающий пророков, живших после Моисея. В центре — икона Знамение Богоматери.
Пятый снизу — Праотеческий ряд. Праотцы и патриархи, от Адама до Моисея.
И, наконец, в самом верху — Голгофа, Распятие.
Конечно, иконостасы могут существенно различаться. Думаю, даже из очень поверхностного обзора видно: при наличии безусловного канона, он не абсолютен. Не диктует «от и до», а скорее определяет (пусть и с рядом строгих установлений) устройство иконостаса в общем.
Повторю: это неудивительно. Канон пятирядного иконостаса — изобретение чисто русское, формировавшееся постепенно. А Русь большая! И вести, приказы и тем более традиции распространяются не сразу. К тому же традиции здесь издавна разнятся от одной местности к другой.