Условно обобщая, алтарь — место, где присутствует божество. Или где человек и божество вступают в контакт. То есть это сакральная часть храма, непосредственно связанная с высшим миром.
В христианстве между этой частью храма, символизирующей мир горний, божественный, и «миром земным» принято располагать иконостас. На первый взгляд, иконостас — граница, разделяющая эти миры. Это самая очевидная аналогия. Ведь доступ в алтарь, как известно всякому бывавшему в храме, строго ограничен.
Но здесь есть нюансы. Во-первых, иконостас был таким далеко не всегда. И особое развитие он получил как раз на Руси. Во-вторых, иконостас, конечно, разделяет две части храма. Но еще и связывает! То есть это не только граница, преграда — но и «мост». С иконостаса в «мир земной» смотрят лики святых — зримое воплощение стремления (и приближения!) человека к Богу. А главное — Бога к человеку!
Появились иконостасы не сразу. И уж точно — не в нынешнем виде! Большие иконостасы типа современных появились уже на Руси весьма поздно — примерно в первой половине XVI века.
В раннехристианских храмах не просто не было иконостасов; сакральная и «земная» части могли быть вообще не разделены. Во всяком случае, об алтарной преграде (еще не иконостасе!) впервые (согласно Википедии!) упоминается в IV веке. По археологическим данным, сохранившиеся преграды IV в. — тот самый ряд колонн, соединенных невысокими каменными плитами с барельефом. То есть это та самая, скорее символическая, преграда, не закрывающая обзора.
Зачем? Наверное, можно скорее предполагать. С другой стороны, можно понять… попытаться понять логику. Возможно, по мере развития
Собственно иконостасы появляются много позже, в Византии. Но и там это не сплошная преграда, а все та же деревянная решетка или колоннада. Преграда могла быть сплошной, но невысокой, примерно по грудь.
Кстати, иконостас и даже просто развитая алтарная преграда — элемент именно православного храма. Развитый иконостас в современной Греции — «обратное» русское влияние. В Европе же иконостас не развился. Больше того, там и алтарную преграду не стали считать обязательным элементом храма.
Образы Иисуса и святых появляются в Византии довольно рано; с IX в., по окончании борьбы иконоборцев с иконопочитателями, эта
Естественно, из Византии идея алтарной преграды пришла и на Русь. Помним, когда Русь приняла официальное крещение? Именно в конце IX века. Вместе со священниками, обрядностью и архитектурой. Не скажу точно, но кажется (насколько помню визуально), в храме Покрова на Нерли (середина XII в.) — как раз колоннада. К счастью, там не установили иконостаса и пространство храма открыто. Во всяком случае, с год назад высокого иконостаса «русского типа» там не было.
Сама перегородка, темплон, на Руси могла быть двух видов: перекрывающая только центр, сам алтарный проем; или — весь храм.
Со временем пространство алтарной преграды стало заполняться
В храмах Византийской империи развитие иконостаса идет примерно до XII в. Иконостасы здесь, как правило, трехрядные. И еще важное отличие: в Византии образы писали прямо на темплоне, на самой преграде. По крайней мере, так было долгое время. Насколько я лично понял: если нужно было увеличить число икон, увеличивалась сама алтарная перегородка.
Византийские алтарные преграды имели от одного до трех рядов икон. На Руси же они приобрели нынешний пятирядный облик.