Христианские учения описывают их как поведение, помыслы, что противоречат нравственной жизни, отдаляют нас от Бога. А смертные они потому, что отдаление от Бога для человека — смерть души его. В разных иерархиях и классификациях можно увидеть семь или восемь грехов. Это не столь важно, различия не столько в сути, сколько, грубо говоря, в названии.
Первый из семи смертных грехов, с которым разберемся, гордыня. Во многих источниках описывается, что она зарождается из презрения. Презирая одного человека, считая его глупым, бедным, мы ставим себя выше и, в отличие от того, более умным, сильным
Гордость сродни самолюбованию. Очень легко переступить тонкую грань от простого осознания и довольствования своими достоинствами к убежденности в собственном совершенстве, чем, по сути, и является гордость.
Она заставляет вас считать себя лучше, выше других и, следовательно, отдельно стоящим от других, ваших близких и родных, и самого Бога. Так мы обрекаем себя на одиночество. Ведь такому человеку не нужно ничего, всё и все недостойны его, один только он сам — высшее и лучшее.
Следующий грех, в каком-то смысле противоположен гордыне — зависть. Завистливый человек не приемлет успеха других людей и хочет не столько стать успешнее них, сколько чтобы другие стали неблагополучными: богатые стали бедными, счастливые — несчастными. Из зависти человек может много зла сделать другому — от мелочей до серьезных преступлений.
Ещё один грех чревоугодие. Это подчинение желаниям своего желудка. Некоторые хотят чего-то определенного, лакомого, вкусного, изысканного, в то время как предписано довольствоваться скромной пищей. Другим же довольно любой какой-нибудь еды (в этом наблюдается обжорство); либо же человек не придерживается поста. Еда должна быть только средством поддержания здоровья, а не целью.
Следующий грех — блуд, похоть, сладострастие. Когда все нравственные, моральные, духовные мысли вытесняются из сознания мыслями, помыслами позорными, грязными — сладострастия. И человек не может думать ни о чем другом, кроме как воплотить мысли и желания в реальность, удовлетворить похоть. Грех этот сродни чревоугодию: как там человек подчиняется голосу желудка, а не разума, так и здесь человек под властью своего тела и его желаний. Все это делает человека, потерявшего разум, сродни животному.
Блудная страсть заставляет человека изменять, предавать, вести беспорядочную половую жизнь и поддаваться извращению. Сексуальные фантазии, просмотр эротики и порнографии тоже относится к греху, так как из таких неприличных мечтаний вытекает впоследствии и телесное им воплощение, потому что человек, одурманенный страстью и похотью, ни о чем другом и думать не может.
К списку грехов относится алчность, корыстолюбие. Это желание иметь как можно больше материальных благ. Этому греху «подвержены» и бедные, малоимущие, и богатые, обладающие материальными ценностями, но которым «всё мало».
Гнев также относится к смертным грехам. Он мучит человека изнутри, заставляя выходить наружу такому поведенческому проявлению, как агрессия против себя и других. Есть выражения «праведный гнев» и «неправедный гнев», о чем они? Да, гнев может быть полезный и правильный, праведный, Богу угодный. Он выражается в неприятии всего греховного и плохого в себе, людях, жизни. Но когда гнев захлестывает, затуманивает мысли и порождает агрессию, обиду по любому поводу — это греховный гнев.
И последний грех — лень или уныние. Происхождение слова уныние объясняет суть: «у» — отсутствие, отсутствие нынешнего. То есть человек не пребывает в настоящем, а разум его — либо в мечтах о будущем, либо в воспоминаниях о прошлом. Лень, уныние — отсутствие душевных и телесных желаний. Лень — это подавление воли, отсутствие каких-либо целей или устремлений.
В противопоставление семи главным грехам есть нравственные качества, так называемые добродетели, к которым надо стремиться: милосердие, целомудрие, терпение, трудолюбие, смирение, умеренность и отрешение от земных благ.