«Натюрморт в амбаре» Хендрика Потьюла. А куда направляется мужик?

Реклама
Грандмастер

Жил да был в Нидерландах художник Хендрик Потьюл (Hendrik Potuyl, 1630−1660). О нем почти ничего неизвестно (по крайней мере, читателям Википедии): прожил около 30 лет, 10 из них он работал в Голландии. Вот и все подробности. Сколько он написал картин — никто не знает. Сегодня его полотна можно встретить на аукционах (относительно недорогие) и в государственном музее в Амстердаме.

Картина «Семья у огня в амбаре» в мельчайших подробностях воспроизводит один из моментов жизни крестьянской семьи (по всей видимости, небогатой). Старики — отец и мать семейства, пара помоложе с двумя детьми — один на руках, другой — рядом с мамой, еще три особы мужского пола расположились вокруг костра.

На улице — поздний вечер, явно нежарко, скорее — холодно. И совершенно непонятно, почему ребенок на руках матери почти раздет (интересная деталь: мамаша сидит в плетеном корытце). Молодая женщина укрыта голубым покрывалом, на шее — шарф, правую руку она протянула к огню.

Слева у обреза картины — стул с продранной плетеной сидушкой, на нем расположился кот, внимательно наблюдающий за тем, что происходит.

Реклама

На заднем плане видны корова, лошадь. На стене висит упряжь, кнут, хомут, связка лука. У стенки — колесо с курицей на ступице, кухонная утварь, корыто для резки капусты, чья-то обувь, битый кувшин…

Картина статична, в ней нет ни одного намека ни на прошлое, ни на будущее.

Еще одно полотно того же ряда — «Натюрморт в амбаре» (неизвестно, кто дал название картине, скорее всего — не автор). Первое впечатление — нагромождение предметов. И почти никакой связи между ними. Кроме того, совершенно неожиданное для натюрморта появление человека и собаки.

Попытка осмыслить происходящее привела к следующим выводам.

Все происходит среди бела дня: яркое солнце падает на посуду, на белые салфетки. И время близко к полудню — очень короткие тени.

Реклама

Этот уголок амбара находится рядом с кухней: начищенный тазик, корзина с яйцами, опрокинутая плетеная корзина с какими-то овощами. Деревянная колода, грубая скамья, пустая бочка с боковым прямоугольным отверстием. Может быть, в этом месте готовят корм скоту и птице.

У хозяина этого амбара есть очень аккуратная жена (или домработница): чистые глаженые белые тряпочки на чурбане и на бочке.

Что можно еще увидеть? Обломки курительной трубки! А это уже говорит о действии (кроме того, что мужик куда-то поднимается по лестнице).

Попробуем реконструировать события. Хозяин и его друг-приятель посидели очень хорошо: поели (на полу тарелка и пустая миска, которую вылизывает собака), выпили (на чурбаке стоит кувшин). Повздорили — кто-то из них сломал трубку. Гость, видимо, порядком опьянел (может быть, устал) и забрался на сеновал. Скорее всего, это было не так давно от изображенного момента. Пока он спал, хозяин принес свежего хлеба, наполнил заново кувшин, чуть-чуть навел порядок (положил свежую салфетку). После этого он решил, что стоит продолжить пиршество, и полез на сеновал за спящим другом.

Реклама

Другой вариант — любовное свидание. Женщина (кухарка или служанка) недавно вернулась из курятника (полная корзина яиц), а тут пришел ухажер. Видимо, ухажер не из крестьян — чистая рубаха, из-под нее выглядывает белый воротничок. Она принесла хлеба, какой-то похлебки, вина. Он как следует подзаправился, а потом они повздорили. Он с расстройства даже сломал трубку. Но потом они помирились, она уже поднялась на сеновал. Сейчас он следует за ней.

Очень может быть, что мужчина — сам художник, который этой картиной как бы представил зрителю одну из своих побед (редкая возможность похвалиться!).

Конечно, это может быть все не так. Может быть, мужчина устал и полез на сеновал просто отдохнуть, тем более что и время послеобеденного отдыха.

Реклама

Достоверно только то, что предметы на картине действительно существовали в то далекое от нас время. И мастер, скорее всего, сам крестьянин по происхождению, нарисовал все это из любви к родной обстановке.

Реклама