Нет, картина Пьера Мореля не стала лучшим иностранным фильмом года и не установила рекордов в кассах кинотеатров, но так стремительно и неожиданно ворвалась в чарты, что спутала все карты букмекерских контор и в одночасье превратила характерного ирландского актера Лиама Нисона в звезду жанра.
…В какой-то момент в жизни Брайана Миллса все важное становится «бывшим»: красавица-жена, престижная секретная работа на правительство, подрастающая дочь. И если с уходом супруги и отсутствием командировок в горячие точки планеты Брайан еще хоть как-то справляется, то принять факт взросления ненаглядной Ким в чужом доме ему не под силу. Обидно и то, что обеспеченный отчим может предложить девочке куда больше, нежели отставной ЦРУ-шник, собравший за годы службы лишь коллекцию шрамов и кошмарных сновидений. Но жизнь, бывает, преподносит не только приятные сюрпризы.
В первый же день абсолютно невинной поездки в Париж Ким и ее подругу Аманду похищает орудующая по всей Европе банда албанских работорговцев. Последние специализируются на юных туристках из цивилизованных стран: девушек обкалывают тяжелыми наркотиками и «кладут» на панель, а самых симпатичных сбывают с молотка богатым извращенцам. Теперь уже неважно, кто был прав, а кто виноват, когда юную американку отпускали в большое плавание — Миллс поспешно собирает свой нехитрый шпионский скарб и первым рейсом вылетает на поиски дочери. Сомнений в том, что он ее найдет — никаких, вопрос лишь в том, скольким негодяям придется в процессе расстаться с жизнью…
Где-то в самом начале нулевых даровитый сценарист и режиссер Люк Бессон внезапно осознал, что не хочет баловать публику своими талантами, а вполне рад заниматься исключительно продюсерской стезей. Вслед за этим французский и европейский кинематограф стало колбасить от бесконечных «такси», «перевозчиков», «багровых рек», «минипутов» и прочей низкопробной кинопродукции с отчетливо выраженным коммерческим душком. Бессон-творец без колебаний уступил место Бессону-ремесленнику, хотя многие и не заметили подвоха, решив, что создатель «Леона», «Пятого элемента» и «Никиты» просто ушел в тень, дабы сконцентрироваться для очередного шедевра. Однако уровень концентрации уже превысил все возможные тантрические рамки, а шедевра все не было. И если бы не «Заложница», то француз рисковал окончательно потерять доверие своих поклонников.
По сути, перед нами примитивнейший боевик а-ля «Коммандо», по сюжету которого очередной крутой и разгневанный папаша вызволяет из потных лап злодеев свою девочку. И в том, и в другом случае перед нами бывший вояка с навыками профессионального киллера, группа самонадеянных товарищей и несовершеннолетняя девица, на спасение которой у главного героя буквально пара дней. Фильмы, снятые с разницей в 30 с лишним лет, объединяет не только схожий сюжет, но и атмосфера справедливого возмездия, которая как нельзя лучше характеризует мечты среднестатистического зрителя: я тихий, пока меня никто не трогает, а вот стоит тронуть, так держитесь! Разумеется, в реальной жизни подобные Джоны Мэтриксы и Брайаны Миллсы встречаются куда реже, чем на экране, а если встречаются, то такие фильмы не смотрят и рецензии на них не читают, ибо «кто в армии служил, тот в цирке не смеется».
Очевидно, что одним из самых авантюрных аспектов «Заложницы» был выбор продюсеров, сделанный в пользу Лиама Нисона. Актер, фактически, никогда не играл главные роли в подобных проектах, больше специализируясь на смежных жанрах — романтических комедиях («Реальная любовь»), исторических эпосах («Царство небесное») и военных драмах («Список Шиндлера», «К-19»). Мало кому приходило в голову, что Нисон в свои полные 56 лет даст прикурить многим именитым спецам жанра. Особливо подкупает его бесхитростная манера игры, когда скупость мимики и риторики компенсируются смачным хрустом шейных позвонков, треском ломаемых костей и предсмертными хрипами умирающих подонков и мерзавцев всех мастей. Эффективность методов борьбы лишь подтверждает правильность избранного пути, а старые кони борозды не испортят, доказано «Неудержимыми», коих на сегодняшний момент столько же, сколько и «Заложниц» — три.
Примечательно, что смысловым подтекстом для ленты Мореля служит вышедшая европейцам боком толерантность к эмигрантам. Теперь не нужно искать врагов внешних, достаточно оглянуться вокруг — вот они, неблагополучные выходцы из стран бывшего соцлагеря, наводнившие цивилизованную Европу и превратившие некогда престижные районы в гетто. Не исключено и то, что создатели фильма, хоть и понимают, что по каждую невинную душу свой условный «Брайан Миллс» не отыщется, все же недвусмысленно намекают на возможную помощь западных партнеров, если котел перегреется и старушку Европу вновь охватит пожар революции.