Очень знаменито болеро кубинского музыканта Освальда Фарреса «
Но сначала все-таки короткий экскурс в историю самого болеро.
Болеро — это устоявшийся к XVIII веку испанский танец. Танцевали его под гитару, барабаны и кастаньеты, в трехдольном ритме, который в каждом такте в определенный момент еще дробился (может быть, кому-то легко будет вспомнить из «Болеро» Равеля знаменитые быстрые и четкие та-та-та-тА, хотя, к слову сказать, «Болеро» Равеля не вполне болеро).
Веком позже болеро появилось на Кубе. Но своим происхождением оно оказалось обязанным не Испании, а собственным бродячим музыкантам (основателем движения и жанра считается Пепе Санчес). С Кубы болеро двинулось в Мексику и дальше, победным шествием и песен, и танцев. Но родина латиноамериканского болеро — Карибский бассейн, остров Куба. Болеро так полюбилось, что его стали называть «королем сердец».
Главное отличие испанского и латиноамериканского болеро — метр. Если испанский танец был в трехдольном размере (раз-два-три), то латиноамериканское — это четыре четверти (раз-два-три-четыре). Медленный темп, двудольный размер позволяли этому жанру стать прибежищем лирических настроений. Поэтому латиноамериканская песня-болеро — это, как правило, песня о любви. Со всеми сопутствующими чувствами, конечно.
«Perfidia»
«Perfidia» — это знаменитая песня, написанная мексиканским композитором Альберто Домингесом (21 апреля 1913 — 2 сентября 1975). Конечно же, она тоже о любви. И предательстве. Или коварном предательстве. Одним словом — о разбитом и глубоко страдающем мужском сердце. Написанная в 1939 году песня практически сразу же стала популярной и завоевала международную известность.
Песня звучит в фильмах «Дикие дни», «Любовное настроение», «2046», «Dexter», «Короли мамбо», в знаменитой «Касабланке"(Ингрид Бергман и Хемфри Богарт танцуют в парижском ночном клубе), в «От 180 и выше» (2005 год, Россия). Эта песня упоминается и даже служит неким «актором» в некоторых литературных произведениях.
«Historia de un Amor» («История любви»)
Еще одно очень известное болеро — песня панамского композитора Карлоса Альмарана. Это песня об ушедшей любви (в реальности была написана при трагических обстоятельствах). Сочиненная в крохотной стране Панама в 1955 году песня мгновенно распространилась по всему миру. Ее споют и на китайском, и на японском языке. На родном испанском языке споет Алла Баянова. На русском эту песню спела Клавдия Шульженко, под другим названием — «Первая встреча».
Сам Карлос Альмаран — панамский музыкант и предприниматель. Учился в Испании и США, основал также первый панамский телевизионный канал. За свою бессмертную «Историю любви» (до сих пор в списке самых красивых песен) был награжден Золотым лавровым венком.
Естественно, тремя песнями никак не ограничивается жанр болеро в латиноамериканской музыке. А если вспомнить, что «Бесаме мучо» — тоже болеро? Но о последнем уже много написано, а с другими, возможно, встретимся в других текстах о латиноамериканской музыке.
____________
В комментариях дается несколько вариантов этих песен.