Генерал-майор Николай Михайлович Филатов был прикомандирован к главному артиллерийскому управлению (ГАУ). Сначала его посылают на Тульский оружейный завод, а затем — на Юго-западный фронт.
В октябре 1914 года
В октябре 1914 г. — через три месяца от начала Первой Мировой войны, всех призванных оружейников отзывают с фронта. Во вновь организованной Офицерской стрелковой школе были возобновлены конструкторские работы, в том числе по разработке автоматического оружия.
1915. В целях обеспечения действующей армии пулеметными командами в пустующих казармах Офицерской стрелковой школы, кроме школ прапорщиков, и на территории казарменного комплекса 147-го Самарского полка сформированы 1-й и 2-й запасные Пулеметные полки, в которых в отдельные месяцы 1916 г. одновременно обучалось по 40-дневной программе до 40 тыс. человек.
В 1915 г.
В казармах 147-го пехотного Самарского полка, который был отправлен на фронт, был размещен 1-й Пулеметный запасный полк. Формирующиеся маршевые роты и команды запасных 1-го и 2-го Пулеметных полков располагались по всему побережью в окрестностях Ораниенбаума — от Малой Ижоры до Стрельны — на дачах, любых подходящих строениях или просто в палатках.
В 1-м Пулеметном запасном полку, располагавшемся в Ораниенбауме, готовились пулеметчики станкового пулемета Максим. А во 2-м, который был в Стрельне — пулеметчики пулемета Кольта. Обучение солдат обращению с пулеметом и стрельбой производилось на стрельбище, которое начиналось от Владимирской улицы и простиралось на юго-восток на два километра, а также в крытом полукилометровом тире на Ружейном полигоне Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме.
Если в обычном трехбатальонном полку численность составляла около 4−5 тыс. человек (в каждом батальоне около 1.5 тыс. человек), то в запасных полках численность состава могла возрастать в несколько раз.
Оба полка были объединены в бригаду под командованием генерал-лейтенанта
Война заставила перепрофилировать работу Офицерской стрелковой школы, теперь она вела:
— подготовку офицеров, унтер-офицеров и рядового состава пулеметных команд, кавалеристов-пулеметчиков. Начальнику Офицерской стрелковой школы подчинялись 1-й и 2-й запасные пулеметные полки, готовившие, соответственно, пулеметные команды «Максим» и «Кольт»;
— обучение мастеров-оружейников;
— на Ружейном полигоне испытывали образцы вооружения и боеприпасов (включая ручные и винтовочные гранаты), предлагавшиеся для Русской армии, новые пулеметные установки; специалисты Школы готовили наставления и описания для оружия, поступавшего от союзников и трофейного.
В 1916 г. в мастерских Ружейного полигона были собраны автоматические винтовки и ручные ружья-пулеметы (автоматы)
С начала Первой Мировой войны учреждаются школы подготовки прапорщиков — офицеров военного времени.
Были открыты четыре школы в Петербурге (они вскоре были преобразованы в две и переведены в Ораниенбаум), одна в Москве и одна в Киеве. Всего в шести школах начали обучаться 1200 офицеров. 2-я Ораниенбаумская школа прапорщиков размещалась в здании учебного корпуса Офицерской стрелковой школы.
Также в Ораниенбауме открылась Школа мичманов по адмиралтейству в здании Морской учебной стрелковой команды.
Зимой 1915 года в Ораниенбауме при Офицерской стрелковой школе была сформирована автоброневая рота, где начали производиться испытания и вооружение пулеметами и легкими орудиями бронеавтомобилей всех систем. В 1916 г. были организованы Офицерские пулеметные курсы, которые вели подготовку бронеавтомобильных рот. Начальнику Офицерской стрелковой школы подчинялись запасная броневая автомобильная рота в Красном Селе и Бельгийский бронедивизион, присланный на Русский фронт союзниками.
По сути, Ораниенбаум в годы Первой мировой войны превратился в единый академический, конструкторский и мобилизационный центр пулеметного дела Российской армии.