У зрителя сразу возникает вопрос: на картине — пятеро, а название «Четыре командира…». Дело в том, что пятый персонаж — он стоит с рогом в руке — не командир, он — комендант дома, который был штабом гражданской гвардии (таких штабов в Амстердаме в те времена было три).
Картина, скажем прямо, мрачноватая. Темный фон, темные одежды, нерадостные лица. Что они обсуждают? Что побудило их сесть за стол с какой-то книгой и чернильницей? Финансы? Или они должны решить, что делать с провинившимся (у коменданта были полномочия судьи)?
О профессиональной принадлежности этих людей ясно говорит только название картины. И есть два предмета, имеющие отношение к военному делу: эмблема на стене справа (в богатой раме) и рог в руках коменданта. (Правда, искусствоведы считают, что это — рог для вина. Но на столе ни кувшина, ни бокалов. Кроме того, на раструбе рога явно просматривается резьба. Скорее всего, это — пороховница.)
Возможно, художник вложил рог в руки коменданта, чтобы подчеркнуть его роль распорядителя имущества в штабе. Но вот зачем эту вещь принесли к столу — неизвестно. Богатое украшение и вычурная серебряная подставка — рог явно не для полевых условий. Быть может, его изготовили в качестве подарка какому-нибудь вельможе, а высокое собрание должно решить, как оплатить расходы?
Изображенные на картине командиры были выдающимися личностями.
Самый молодой — ему только 49 лет — капитан Альберт Коэнретц Бург (1593−1647) — сын богатого пивовара, изучал медицину, занимал видные общественные посты в Амстердаме, был знаком со многими вельможами (в 1638 году он угощал Марию де Медичи рисом, который в то время только-только входил в обиход). Занимался торговлей зерном, за которым ездил даже в Москву. С 1618 года и до своей смерти был одним из 36 членов городской управы, в 1638 и 1643 годах — один из четырех градоначальников Амстердама и советник адмиралтейства в Амстердаме.
(В 1647 году Бург ездил в Россию к царю Алексею Михайловичу в качестве посла. За пятнадцать лет до этого, в 1632 году, Бург уже побывал в России у отца Алексея Михайловича. Наиболее значительным подарком для царя в 1647 году был великолепный раскрашенный медный глобус. Это был идеальный подарок, чтобы впечатлить иностранного правителя. Этот глобус показывал таланты голландских географов, художников, ремесленников и был прекрасным предлогом для разговора, потому что посол мог показать диапазон голландской торговли, путешествий и силы. Умер в Новгороде в канун Рождества, его тело было доставлено в Амстердам.)
Якоб Виллекенс (1564−1649) — торговец сельдью, адмирал флота, в 1623—1625 годах командовал эскадрой в составе около 40 кораблей и 3300 матросов, завоеватель Сан-Сальвадора в Бразилии. После своих военных приключений вернулся в Амстердам, служил в Адмиралтействе.
Питер Реаэль — капитан гражданской гвардии, судовладелец.
Ян Кэш Влосвик — капитан, о нем известно, что у него было 13 детей (другой доступной информации нет).
Яков Питер Нахтглас — комендант (стоит, в его руках — рог).
Зачем и кому понадобился портрет таких немалых размеров (почти 2 на 3 метра)? Поскольку он был заказан известному художнику, он и стоил немало. Может быть, командиры хотели, чтобы аркебузиры узнавали их по прибытии на службу? То есть висит портрет в штабе, приходят новобранцы, и им сначала представляют портрет, а уже потом, при случае, они встречаются со своими командирами. А может быть, командиры хотели увековечить память о себе?
Вряд ли картина написана с натуры, скорее всего — с каждого в отдельности. Но задача, поставленная заказчиками, выполнена — аркебузиры видят своих командиров, а современный зритель видит перед собой лица творцов истории Нидерландов, запечатленные при их жизни.
*Аркебуза — прообраз современного ружья. Когда она появилась на вооружении в Нидерландах, пришел конец испанскому преимуществу в войнах тех лет. Аркебузиры — солдаты с аркебузами.
** Гражданская гвардия в городах Нидерландов выполняла функции милиции: поддержание порядка (дежурства с 10 вечера до 2 ночи и следующая вахта — с 2 ночи до 6 утра), помощь в случае пожаров, при необходимости — оборона города. В гвардию поступали богатые горожане, по 3 человека с каждой сотни жителей. Гвардейцы одевались и вооружались за свой счет. Служба в гвардии была почетна и открывала путь к общественной карьере.