Однако если викинги и пересекали Атлантику, было это намного опаснее и дольше, чем у Колумба. Да и шансов остаться в живых, а не погибнуть в стылых водах северной Атлантики, у них было мало. А вот в эпоху после Колумба, в эпоху колонизации Америки, корабли Португалии, Испании, Франции, Англии, Голландии начали довольно бойко пересекать Атлантику.
Конечно, все это были парусники. Ветры непостоянны, они то дуют в нужном направлении, то в другом направлении, то вообще недостаточно сильны, то слишком сильны и готовы утопить попавшийся им в море парусник.
Регулярное сообщение через Атлантику началось в 1818 году по маршруту Ливерпуль-Нью-Йорк. Несколько трехмачтовых парусных судов, пакетботов, делали регулярные рейсы. В среднем суда шли примерно 3 недели, но длительность рейса сильно зависела от силы ветра и погоды вообще. Самый быстрый переход длился 15 суток и 18 часов, а самый долгий — более 100 суток, при этом часть пассажиров умерла от истощения.
Как только были изобретены паровые машины, была предпринята первая попытка использовать их на трансатлантических трассах. Мозес Рождерс поставил на купленный им пакетбот «Саванна» паровую машину и попытался на пароходе достичь Европы. Путь до Ливерпуля длился 29.5 дней. При этом паровая машина работала только 85 часов. По возвращении в Америку судовладелец подсчитал затраты, понял, что игра не стоит свеч, и продал пакетбот-пароход. Паровую машину с «Саванны» сняли, и парусник еще несколько лет перевозил хлопок вдоль побережья Америки.
Шло время, паровые машины совершенствовались. С 1838 года на маршруте Бристоль-Нью-Йорк пароходы «Сириус» и «Грейт Вестерн» развивали среднюю скорость 8 узлов, пересекая океан за 15 суток.
А в 1840 году появилось пароходство «Кунард Лайн» (хозяин Самуэль Кунард), которое занималось трансатлантическими перевозками. Первый рейс из Ливерпуля длился 14 суток, а обратный, с помощью Гольфстрима — на 4 дня короче, всего 10 суток.
Капитан корабля «Колумбия» в самом начале 40-х годов предложил ввести почетный приз для того парохода, который за время рейса будет держать максимальную среднюю скорость.
Заметьте, мерилась именно скорость, а не время в пути — маршруты могли быть разными, а на пути Америка- Европа скорость увеличивалась благодаря помощи Гольфстрима (причем по пути в Америку оное течение могло лишь мешать, увеличивая длительность рейса).
Пароход-чемпион, поставивший рекорд скорости на трансатлантическом маршруте, получал право нести на мачте голубой вымпел, длина которого (в футах) соответствовала средней скорости в узлах на протяжении маршрута.
После учреждения приза, в течение двадцати с лишним лет, вплоть до 1864 года, «Голубая Лента» развевалась на мачтах различных судов кампании «Кунард Лайнз». Первые чемпионы перевозок были колесными пароходами, лишь впоследствии паровые машины стали крутить винт.
К началу XX века рекорд превысил 20 узлов. Знаменитая «Куин Мэри» получила в 1936 году приз за скорость в 30 узлов, а в 1952 году корабль «Юнайтед Стейтс» взял приз, показав скорость свыше 34.5 узлов. Представляете себе длину его «Голубой Ленты»?
Прикиньте, 34.5 узла — это почти 70 км/час! Далее уже начинаются самолетные скорости. Вот самолеты и победили. Как только большие пассажирские самолеты со скоростью свыше 500 км/час начали пересекать Атлантику за несколько часов — пассажирские перевозки через океан сдулись. Люди вечно спешат, и роскошь отдыха на огромном дворце-пароходе не может компенсировать потери времени бизнесменов.
Так и закончились гонки «Голубой Ленты». А пассажирские суда (давно уже не пароходы — дизели) стали еще более шикарными и намного более огромными. Но менее скоростными. Их удел — круизы, безопасный отдых туристов, перевозка их из порта в порт и развлечения во время пути. По Балтике бегают пассажирские паромы нескольких судоходных кампаний, перевозя тысячи туристов вместе с их автобусами и автомобилями от Стокгольма до Хельсинки или Петербурга. Днем — экскурсии по очередному городу, вечером вместе с автобусом погрузились на паром, ночь — дискотеки
А если надо куда-то далеко и быстро добраться — это самолетом. Никаких там судов.