«Левиафан» многогранен, затрагивает на протяжении двух с половиной часов широкий спектр проблем в отношениях человека и государства. Центровая тема — бессилие гражданина перед произволом властей в лице коррумпированных чиновников. Режиссёр Андрей Звягинцев попал в точку, выявил актуальную тему современности. Примечательно, что трагические реалии, отражённые им в кинодраме, существуют не только в России. Лицемерная, вечно голодная полуфеодальная власть — это будни и Беларуси. Сращенная с государством корыстная православная церковь, забывшая о протесте духа и борьбе за истину, — привычная норма бытия обеих стран.
По сюжету фильма, мэр глухого российского городишки медленно и уверенно уничтожает жизнь простого работяги Николая Сергеева. Под влиянием владыки города сначала чиновник отнимает у Сергеева дом, в котором выросли его родные, а потом и его свободу. Цепь несправедливых событий, реалистичная игра актёров, привнесение элементов депрессивных будней и атмосферной музыки в сочетании с серой дождливой погодой погружают зрителя в негодование по поводу несправедливости, творящейся вокруг главного героя и его семьи.
Притча о дьяволе Левиафане, которую автор вкрапил в фильм, напоминает суету беспомощного российского народа в стабильно неравноправном и жестоком месте — государстве. Рёв от трагической безысходности — единственное, на что имеет право обитатель зловещей пасти морского чудовища.
Фильм безусловно выпадает из той картинки, которую старательно рисуют кремлёвские пропагандисты на ТВ. Он — красная тряпка для зомбированного населения, медленно перенимающего черты голодного и бездушного хвостатого зверя.
Авторы картины не словили Левиафана, но на хвост ему определённо очень больно наступили. И вся та грязная ложь и паранойя, начавшаяся вокруг фильма, — самое лучшее доказательство существования художественной истины.
Нужно отбросить гнев, корпоративные «инцесты» и запустить в скором времени по всем российским телеканалам эту нужную общественности киноленту. Такие шаги хоть как-то охладят горячий кисельный мозг заложников «русского мира», образумят тех, кто ещё не поехал на войну и не поехал головой из-за войны. Нравственных сигналов в этом фильме достаточно, чтобы, как минимум, задуматься о безумном тупике, в котором застряла не только Россия.
Забывшая о границах дозволенного, эта большая страна летит в затянутом падении… из задницы в могилу без парашюта. Где-то в полёте с колен на рожу её пытаются спасать шедеврами кино и музыки, но она старательно и гордо хочет раскваситься о приближающуюся землю. Ну пусть падает… Со стороны наблюдать за этим процессом очень печально, а порой и противно. К тому же это падение небезопасно для тех, на кого эта косолапая громадина может упасть.
Гнилая критика в адрес «Левиафана», позорные предложения возместить деньги за картину, желчь, зависть и бессмысленные претензии к автору — доказательство победы художественной правды над ложью аморального государства. Как бы больно не было, как бы ненавистно это не звучало, но Андрей Звягинцев ткнул носом россиян в собственное дерьмо, создав шедевр киноискусства.
Скромный, с отрывистым голосом, простодушно мыслящий режиссёр бросил вызов реальному чудовищу, показав обозлённому народу оголённую, неприятную правду жизни. У одичавшего, загнанного животного — запутавшейся, безразличной, совращённой режимом страны — начались нешуточные припадки от малейшего намёка на выход картины в российский прокат.
Система пытается разрушить фильм методом мерзкого анализа его составляющих, ковыряется в подтекстах и предыстории, толкает его создателя к оправданиям и объяснениям. Как будто перед их глазами стоит провинившийся школьник, расхваленный всем миром за отважное творение. Озлобленная группка высокомерных и бездарных «гопников» пинает в спину художника, сказавшего всем правду. Цельность и суть картины под воздействием этих внутренних разборок уходят на второй план, а комплексы и личные обиды отдельных упырей — на первый. Складывается впечатление, что вся страна вертится вокруг гнилого мира двух-трёх представителей власти и её избранных последователей.
— Они не весь город! — сказал Николай Сергеев, находясь в ментовке.
— Не делай вид, что ты не понимаешь, — ответила ему жена.
Каждый эпизод фильма — это удар по самолюбию системы, а реалистичность фрагментов — угроза для созданной иллюзии в России, покорно благословляемой сытой РПЦ. Дюжина вредителей первая почуяла запах жареного. Фильм ещё не вышел в официальный прокат, но уже заставил засуетиться имиджмейкеров коррумпированной вертикали.
Именно потому, что «Левиафан» — смелая правда, Звягинцев получит «Оскара» за фильм, который, разумеется, не станет приоритетным в эфире российского телевидения.