А как же дело обстояло раньше? Красились женщины или нет? Конечно, да — женщина всегда, в любую эпоху стремилась нравиться мужчинам. Для декоративной косметики использовали разные, порой опасные для здоровья средства.
В Древнем Египте, который считают колыбелью косметики, красили все: губы, волосы, ногти, и вовсю подводили глаза уже с XIX в. до н. э., как можно увидеть на разных археологических находках, где есть изображения людей. Для макияжа глаз богатые египтянки использовали сурьму и измельченные в порошок поделочные камни — малахит, бирюзу и др. Тушь для ресниц состояла из смеси сурьмы и масла (жира). Крестьянки подводили глаза простой сажей.
Область вокруг глаз в Древнем Египте подводили и мужчины. Справедливости ради, надо пояснить, что египтяне так густо красили глаза еще и в медицинских целях, защищая их от сухого песчаного ветра и палящего солнца. А еще макияж имел и религиозную подоплеку: фараон, как божественный сын, не мог показываться на людях с не накрашенными глазами — не положено. С религиозным смыслом красились и жрецы.
Губы красили все египтянки, даже из бедных слоев населения, просто красной глиной. Дамам знатным и богатым готовили помаду из преимущественно темных пигментов — морских водорослей, например, так как египтянки сами по себе смуглые, светлые тона они не использовали. Видимо, чувство стиля и меры — нечто более древнее, чем мы привыкли считать.
Для удобства своеобразным предком тюбика для помады служил полый стебель какого-нибудь растения. Такое приспособление напоминает современный флакончик блеска для губ. Не хватает только кисточки. Однако кто знает? Может, была и прапрабабушка кисточки — какая-нибудь палочка? Наверняка была. Кстати о блеске: в помаду для губ добавляли перламутр из раковин моллюсков, а еще… рыбью чешую.
Как мужчины реагировали на запах такой помады, мы никогда не узнаем. Терпели, наверное, бедные, раз человеческий род не прервался. И конечно, свою косметику египтянки брали в загробный мир. А вдруг там что-то торжественное случится, а она не накрашена? Какой позор.
Знаменитая царица и просто красавица Нефертити красила губы средством с оксидом железа, то есть — с ржавчиной, проще говоря. Может, поэтому она прожила так недолго? Киноварь — тоже распространенный красный красящий пигмент древних красавиц.
Археологи обнаружили не только «тюбики» с губной помадой, но что-то вроде теней для век, спрессованных черных палочек для макияжа глаз и даже стаканчики, по всей видимости — пудреницы, с остатками этой самой пудры из мела и белой глины. И огромное количество флакончиков от масел и благовоний — древние египтяне обожали благоухать чем угодно, лишь бы приятно.
Еще одна древнеегипетская красавица Клеопатра пудрила лицо высушенным пометом крокодила — есть такая информация, в которую верится почему-то с трудом. А вот губы царица красила помадой на основе пчелиного воска, но с добавлением таких пигментов, как толченые красные жуки и муравьи. Видимо, в то время уже использовали кармин — средство из вываренных насекомых, которое смешивали не только с пчелиным воском, но и простым жиром.
Пчелиный воск в губной помаде и бальзамах для губ присутствует и сегодня — это не только отличное питательное вещество, но и эмульгатор, способствующий равномерному смешиванию компонентов косметического средства и его ровному нанесению. Так что права была Клеопатра, которая много чего еще смешивала и вообще любила фармакологию, в частности — косметику и яды. Клеопатра даже написала трактат о лечебных и косметических средствах.
Хна — известный с древних времен и по сей день использующийся для придания оттенка волосам краситель. В древности египтянки красили хной не только волосы, но и ногти, и даже всю ладонь — привилегия богатых и знатных. Вообще, у древних египтянок в моде были ногти… зеленого цвета. Лаки для ногтей делали, к примеру, из янтарной смолы, а еще — на основе льняного или конопляного масел.
Считается, что первый лак для ногтей изобрели в Древнем Китае — около XXX в. до н. э. Он изготавливался из смолы лакового дерева. Знатные дамы Древнего Китая (некоторые мужчины, не занятые военным делом тоже) отращивали очень длинные ногти, демонстрируя свою непричастность к ручному труду. Древние китаянки пудрили добела лицо и тоже красили губы.
Первую твердую помаду изобрел арабский врач Абу-аль-Касим-Захрави — твердые полоски цветной смеси с приятным запахом. А именно помадой подобное средство назвал кардинал Ришелье, который очень любил яблочный аромат, и ему персонально делали мазь с яблочным запахом, которую он наносил на губы и кончик носа, дабы всегда вдыхать аромат яблока. Знаменитый интриган обозвал свое любимое средство помадой.
В Древнем Риме пудру для лица делали из смеси мела и свинца — весьма опасная косметика, как и средство подводить глаза — тот же свинец (измельченный) и вода. Но когда модниц что-то останавливало в стремлении к совершенству? Даже потеря зрения, имевшая место в некоторых случаях, от такой туши для ресниц не пугала упрямых дам. Поговорку «красота требует жертв» — думается, не вчера придумали.
На Руси красавицы придерживались более здорового подхода в косметике — губы подкрашивали свеклой или малиной.
Во времена Средневековья в Европе в моде была естественная красота, как сейчас это называется — натуральная. А моду контролировала церковь, которая прямым текстом объясняла женщине, что она грешна была еще в утробе своей грешной матери, потому нечего себя украшать и радоваться — страдать и каяться надо. Ну еще детей рожать и мужа слушаться.
Все приемы макияжа дам той эпохи сводились в основном к осветлению волос (подражание Деве Марии) и выбриванию бровей, лбов и затылков, чтобы зрительно удлинить овал лица и шею. И ни в коем случае не загорать и не румяниться, надо быть мертвенно бледной и худосочной — таков был средневековый стандарт красоты, воспевавшийся
Опять-таки: для богачей закон, даже Божий (а многие средневековые католические церковники настаивали, что все, что придет им в голову — непременно Слово Божие, и никак иначе), не писан, и знатные дамы все равно красились, особенно при бургундском дворе — родине такого понятия, как мода.
Как вот на пир или рыцарский турнир пойти не накрашенной? Впрочем, на такие мероприятия церковники не ходили, а значит: «не пойман — не вор». Сохранились некоторые рисунки и находки — баночки, флакончики
А Елизавета I Английская и вовсе не скрывала, что любит пользоваться косметикой — она сильно, до белого цвета пудрила лицо и красила губы в яркий цвет, на портретах с ее изображением это заметно. Губная помада английской королевы-девственницы состояла тоже из пчелиного воска, но уже с более безопасными красящими пигментами растительного происхождения.
В эпоху Людовика XVII губы красили не только женщины, но и мужчины. И не только губы. Вовсю использовали пудру для лица, в основном рисовую, которой в буквальном смысле запудривали не только лицо, но и все знатные головы, точнее — парики, уже прочно вошедшие в моду. Для того чтобы подчеркнуть белизну наштукатуренного лица, наклеивали самодельные мушки, доходя порой до абсурда. В конце XVIII в. в Европе произошел, видимо, какой-то сбой — губы красили только мужчины.
Но вскоре дамы отвоевали себе то, что им принадлежит по праву. Начиная с XX века, заработала и до сих пор набирает обороты косметическая промышленность, постоянно пополняя содержимое косметичек современных женщин.