«Великий уравнитель» (2014). Как Вашингтон сравнял с землей русскую мафию?

Реклама
Грандмастер

В истории премии Оскар довольно много актеров, удостоенных этой престижной награды дважды и даже трижды, но лишь один афроамериканец, сумевший два раза завоевать золотую статуэтку. Дензел Вашингтон, а речь именно о нем, впервые заявил о себе в профильной роли африканского лидера в картине Ричарда Аттенборо «Клич свободы» (1987). Тогда дело ограничилось номинацией, а уже два года спустя Вашингтон покорил сердца киноакадемиков своей искренностью и неподдельной харизмой в образе чернокожего солдата времен Гражданской войны в картине Эдварда Цвика «Доблесть» (1989).

Оскар, как и полагается, открыл для актера все двери в Голливуде, и он не замедлил воспользоваться предоставленным шансом. Но в отличие от большинства своих коллег по цеху не бросился с головой в омут коммерческих проектов, продолжая оставаться самим собой и не желая плясать под дудку алчных продюсеров, мечтающих любой ценой затащить в свои прожекты свежеиспеченного лауреата.

Уже будучи в статусе полноценной голливудской звезды и одним из самых высокооплачиваемых исполнителей, Дензел Вашингтон второй раз в своей карьере удалился за кулисы с дядюшкой Оскаром в руках, теперь уже за роль продажного копа в жесткой криминальной ленте Антуана Фукуа «Тренировочный день». И на этот раз уже не смог устоять перед соблазном использовать свой статус на благо кошелька. Если до момента сотрудничества с Фукуа актера регулярно примечали на всевозможных кинофорумах и фестивалях, то за период с 2001 по 2014 год о Вашингтоне вспомнили лишь дважды — сначала за роль в картине «Гангстер», затем за образ летчика-алкоголика в драме «Экипаж».

Реклама

Сам Дензел последовал примеру своего товарища Лиама Нисона и, разменяв шестой десяток, оставил комедии и Спайка Ли ради, по большей части, примитивных, но финансово результативных проектов. Поколение нулевых уже не ассоциирует имя актера с яркими социальными драмами вроде «Филадельфии», для нынешних подростков Вашингтон — прежде всего, звезда боевиков «Книга Илая», «Код доступа «Кейптаун» и «Два ствола». А теперь еще и «Великого уравнителя».

Реклама

…В жизни Роберта МакКолла, скромного труженика строительного супермаркета, решительно ничего не происходит. Работа — дом, дом — работа, по вечерам — простой, но питательный набор продуктов и книга на ночь. Большего одинокому вдовцу предпенсионного возраста и не требуется. Однако проклятая бессонница вынуждает Роберта каждую ночь сгребать свое туловище, брать с собой пакетик чая и отправляться в близлежащую круглосуточную забегаловку, где за чтением он знакомится с симпатичной проституткой Терри, мечтающей о карьере певицы.

Со временем ночные вылазки стали для мужчины своеобразным ритуалом, как и общение с девушкой. И когда в очередной раз собеседницы не оказывается на привычном месте за стойкой, Роберт выясняет, что его «подружку» жестоко избил и уложил в реанимацию местный сутенер Слави, работающий на русскую мафию. Что ж, настало время загнуть уголок у странички и вспомнить былые навыки работы в ЦРУ, иначе эти проклятые наркоторговцы из стран бывшего соцлагеря и впрямь решат, что Америка — это всего лишь очередной рынок сбыта…

Реклама

«Уравнитель» Антуана Фукуа оказался вовсе не таким уж «великим». На самом деле, со времен вышеупомянутого «Тренировочного дня» режиссер ничего более убедительного не снял. Все его попытки нащупать себя в других жанрах, будь то военный боевик с участием Брюса Уиллиса «Слезы солнца» или эпический экшн «Король Артур», оказались безуспешными. Фактически, единственным стоящим фильмом Фукуа за последние десять лет можно считать «Стрелка» с Марком Уолбергом, но там и литературная основа была мощной — роман-бестселлер Стивена Хантера, фактически, был готовым сценарием.

«Великий уравнитель», напротив, базируется на тридцатилетней давности одноименном телесериале про бывшего правительственного агента, ставшего частным детективом для «униженных и оскорбленных». У нас в отечестве этот относительно короткий по нынешним меркам сериал (4 сезона) малоизвестен, а посему сложно сказать, насколько фильм соответствует духу и букве телешоу-первоисточника. Но это и не так важно, потому как создатели полнометражного фильма, судя по всему, не заморачивались причинно-следственными связями, а просто сняли очередной криминальный боевик, прикрывшись для порядка более-менее известным брендом.

Реклама

В России лента пользовалась дополнительным спросом в силу того, что злодей, как всегда блестяще сыгранный новозеландцем венгерского происхождения Мартоном Чокашем («Три икса», «Царство небесное»), работает на всесильную русскую мафию. Разумеется, нашу публику вновь позабавят множественные ляпы (компания «Нефтяных предприятий»), «тюремные» наколки и фамилия главного бандита (Пушкин), но в целом клюквы развесистой здесь не так уж и много. На родине нашей картина прокатилась в кинотеатрах гладко, без ажиотажа, но по плану. Причинами тому — и четко профессиональная актерская игра, и сочный саундтрек, и яркие, колоритные персонажи. Обижаться на американцев, которые постоянно коверкают русские имена и названия, конечно, можно, но для начала вспомните советские фильмы, где тоже хватало неточностей в описании особенностей западной жизни.

Реклама

Этот фильм нельзя назвать однозначным выбором в серии «как потратить вечер трудного дня», но в качестве одноразового удовольствия — сойдет. Проблема здесь не только в затянутости происходящего (2 с лишним часа), но и в неправдоподобности сценария. Судите сами: бывший ЦРУ-шник, мирно живущий на пенсию, вдруг объявляет войну всему криминальному сообществу из-за разбитой губы какой-то проститутки и… выигрывает. На всех фронтах и с особым цинизмом. Всеми подручными средствами и самыми изощренными способами. Однако, глядя в глаза главного героя, хочется спросить: «Дружище, тебе и правда захотелось изменить мир или тебе просто наскучило жить как все и ты вернулся, чтобы убивать, ибо ничему другому не обучен?»

Реклама

Реклама