В романе «Отцы и дети» И. Тургенева видны свободные настроения в обществе, о котором писал Писарев: «За крестьянским вопросом одно из первых мест занимает женский вопрос, который был самым доступным для борьбы с лицемерием и предрассудками населения в отношении к женщине, в ее положении в семье и обществе. Женщина хочет и может учиться, работать, участвовать в общественной жизни, свободно создавать семью и быть в ней равноправной, но она всего лишена».
Домашнее воспитание под руководством полуграмотной гувернантки или частные закрытые пансионы превращали большинство девушек в «кисейных барышень». Опека отца в родительском доме, после свадьбы — опека мужа, выбранного родителями. Вечное подчинение, постоянная приниженность, полная невозможность развить свои способности и почти абсолютное отсутствие каких-либо умственных интересов.
Вот они, побудительные мотивы для русского феминизма: требование отца или мужа вести себя в рамках приличия и полуграмотная гувернантка…
Для женского образования в России для высших слоев общества были учреждены в 1764 г. Смольный институт и в начале XIX века ряд закрытых учебных заведений ведомства императрицы Марии. Открытые женские гимназии для всех сословий начали создаваться с 1860 г. Поводом для постановки вопроса о женском образовании послужила самоотверженная деятельность русских женщин в качестве сестер милосердия во время Крымской войны.
Организатор этой деятельности, хирург
Не задумывался, наверное, Пирогов и о том, что благодаря его влиянию, на сцену жизненного пространства выйдет новое социальное явление — «товарищ женщина», бесполое существо, поставившее под сомнение вопрос, справедливо ли называть женщиной сущность, сформировавшуюся в процессе различных эмансипаций, стабилизаций и реформаций. Можно ли считать женщиной существо, которое машет кувалдой и поднимает в спортивных состязаниях многопудовые гири и штангу. Существо, которое занимается бодибилдингом, скачет по татами в борцовском костюме или колотит руками и ногами по разбитой физиономии такому же непонятному существу с полностью атрофированными женскими физиологическими признаками.
По всей вероятности, «божье творение» столкнулось здесь с проявлениями, о которых говорил академик Чижевский: «Издавна мысль человека останавливалась с глубоким недоумением перед некоторыми явлениями, развертывающимися в области человеческих взаимоотношений. Исторические события, завершаясь почти всегда роковым образом, приводили к другим итогам, чем те, которые рисовало себе воображение правителей, государственных мужей и целых народов. В результате получалось совсем не то, к чему стремились отдельные люди и человеческие сообщества».
Конечно, иного и быть не должно, когда едва ли нашлась бы какая-нибудь крестьянка, проживающая в аграрной России, которая могла посетовать на надоевшую гувернантку и скучный пансионат.
Женщины теперь более свободны в выборе, но в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью». В то время как радикальные феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин и продолжают стимулировать дальнейшее исследование гендерных различий, раздеваясь в общественных местах догола, другие в это время начинают бороться с проявлениями «сексизма» в обществе. И если вторая волна феминизма принесла сексуальную революцию, то третья волна, по моему мнению, несет сексуальное сумасшествие, когда Интернет забит изображениями оголяющихся «знаменитостей».
И опять возникает идея матриархата и древних женщин-воительниц, участвующих в войнах наравне с мужчинами, с отрезанием грудей для стрельбы из луков. Только разговор идет уже не об амазонках, а о сарматах, у которых женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Таких идиотских материалов и слухов, ссылающихся на научные исследования, множество, и нет им никакого опровержения.
Хотя никем еще не доказано, что в истории мира был когда-то матриархат и существовали амазонки, это всего лишь гипотезы, часто выдаваемые за действительность. Рожать детей, конечно, тоже кто-то должен, считают феминистки, но это гораздо проще, чем проявить себя и стать востребованным классным специалистом. И растить потомство — сложный труд, учитывая, что дети, став взрослыми, не всегда благодарны за вложенные в них силы и бессонные ночи.
Многие противники феминизма настроены против феминистского движения, считая его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных социальных и гендерных ролей, предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. И поэтому, надо полагать, четвертая «завершающая» волна феминизма закончится в соответствии с финалом русской сказки Александра Пушкина о «Золотой рыбке» — при разбитом корыте.