Неизвестно, с самого начала венецианцы преследовали свои цели или уже по ходу событий соображали, но первым результатом Четвертого похода стал жуткий грабеж города Задара — морского и торгового соперника Венеции. Задар в то время уже подчинялся Венгрии, король которой, между прочим, тоже принял крест Четвертого крестового похода.
Французы не могли расплатиться с венецианцами за перевозку на кораблях (денег не хватало), и те предложили поучаствовать в разорении города. Французы согласились и в 1202 г. христианский (!) Задар был взят и разорен объединенной армией французов и венецианцев, которые уже через несколько дней передрались из-за добычи. Предводители похода с большим трудом восстановили порядок в своих войсках.
Сын свергнутого императора Византии Исаака Ангела Алексей громко обещал много денег тому, кто поможет ему вернуть отчий престол. Венецианцы и тут предложили французам поучаствовать. Все проклятия Папы Римского после грабежа Задара, угроза отлучения от церкви никого не остановили, и франки, «забыв», что направлялись в Египет, поплыли Константинополю.
Папский Рим во все времена вел двойную, если не тройную игру. Иннокентию III нужно было уничтожить греческую церковь, он обещал поддержку Алексею в обмен на это. Алексей отказался и Иннокентий «замолчал». Просто забыл о проклятиях и отлучении от церкви крестоносцев, которые и так бы не свернули, но при поддержке (молчании) Рима не видели никаких препятствий к захвату Константинополя.
Столица Византии, богатый город, давно манил европейцев. Светские люди заслушивались рассказами путешественников и торговцев о блеске Константинополя. А греческая церковь сидела занозой в одном месте у католического Рима, не терпевшего конкурентов. К тому же, Византия, как и несчастный Задар, торговый соперник Венеции. В общем, мотивы у европейцев были серьезные.
От сильного в прошлом византийского флота осталось одно название, и потому Константинополь был взят крестоносцами относительно быстро. Император Алексей III, ранее узурпировавший власть, ослепив Исаака Ангела, бежал. Новый император Алексей, сын Исаака, всеми силами старался собрать обещанные за помощь деньги, обкладывал население налогами, но так и не смог расплатиться с крестоносцами за обретенный престол.
В городе начался бунт. Зачинщик Алексей Мурзуфл был объявлен императором вместо надоевшего со своими поборами Алексея. Исаак, отец Алексея, обратился за помощью к крестоносцам, которые полгода нетерпеливо ждали под стенами города свое вознаграждение. Богатства столицы Византии многих из них лишили сна и покоя. Может, и бунт в городе произошел не без их участия?
13 апреля 1204 г. крестоносцы, воодушевляемые католическими священниками, отпускавшими всем грехи за это «святое дело», ворвались в Константинополь и начался самый настоящий грабеж. Убийства, насилие, осквернение греческих храмов — невозможно описать все бесчинства крестоносцев в эти страшные дни, в течение которых Константинополь — город, который устоял против врага бесчисленное количество раз, был полностью разорен.
Никита Хониат, византийский хронист и очевидец, весьма эмоционально и с жуткими подробностями описывает те события: «Жители города, передавая себя в руки судьбы, вышли навстречу латинам с крестами и святыми изображениями Христа, как-то делается в торжественных и праздничных случаях; но это не смягчило души латин… они не пощадили частного имущества, обнажив мечи, ограбили святыни Господни. Святые образа бесстыдно потоптаны!.. В те дни, как в древности, Христос был снова раздет и осмеян…»
«…не было никого, кто не испытал в эти дни плача. …повсюду жалобы, плач, рыдания, стоны, крики мужчин, вой женщин, грабежи, насилие, плен… Не было места, которое оставалось бы нетронутым или могло служить убежищем…» Никиту Ханиата можно понять — речь о его страдающей Родине.
Надо сказать, что в армии крестоносцев были и такие люди, которые ужаснулись этим чудовищном деяниям и пытались им воспрепятствовать, но становились объектами насмешек и даже, случалось, были побиты за свое милосердие. Многие не решались открыто порицать разбойников, но, к примеру Балдуин Фландрский, впоследствии ставший императором завоеванной территории, запретил появляться в его дворце насильникам.
История человечества полна противоречий, потому что делают ее разные люди, пусть даже идущие рядом к одной цели. Сейчас доподлинно не узнать, кто был хуже, а кто — лучше. Остаются лишь хроники и документальные свидетельства, по которым историю пытаются восстановить максимально правдоподобно.
Разграбление Константинополя — исторический факт, как и зверские бесчинства большинства крестоносцев. Лишь подробности могут быть либо преувеличены, либо преуменьшены, либо вообще проигнорированы.
Жофруа Виллардуэн, маршал Шампани, мемуарист и тоже очевидец разорения Константинополя описывал те же события крайне осторожно, по возможности избегая подробностей о «доблести» европейцев, акцентируя больше внимания на венецианцах и дележке награбленных сокровищ, обходя стороной зверства и осквернения, творимые крестоносцами.
В целом никто не смог бы посчитать, сколько ценностей было награблено во время захвата города. Очевидцы пишут: «…так много, что невозможно себе представить и даже еще больше…».
Историки удивляются, как при такой малочисленности, учитывая многочисленную армию Византии (1 к 200!), европейцы смогли так легко завоевать хорошо укрепленный город-крепость. На ум приходит, например, предательство среди горожан или местной знати. Оппозиция власти Исаака и Алексея не задумываясь, преследуя свои интересы, предала свою страну. Вполне может быть: предателей во все времена хватало.
В экономической и политической сферах Византия в то время переживала не лучшие времена. Поэтому, возможно, дело не только в предательстве, а по стечению обстоятельств, причин назрело сразу несколько и возник кризис, во время которого государство ослабло и оказалось беззащитно даже перед малочисленным врагом.
Какими бы не были истинные причины, но некогда великое и могущественное государство было разорено и растащено на куски новыми хозяевами — венецианскими купцами и франкской знатью. Образовалась Латинская империя. Правда, всего-то — чуть более, чем на полвека.
В Первом крестовом походе крестоносцам тоже удалось завоевать земли и основать Иерусалимское королевство. И так же был залит кровью несчастный город. Но тогда они шли войной на неверных, хотя бы. В Четвертом походе европейцы цинично, нагло и неприкрыто показали истинную причину всех этих чудовищных религиозных авантюр, так громко и пышно названных — крестовые походы. А главные, фундаментальные причины подобных предприятий всегда одни и те же: жажда наживы и жажда власти.