Он частенько выслушивает нотации от владельца бизнеса, старика Люка Фукса, что не нужно сбагривать бедолагам ведра с болтами, но у парня есть мечта оказаться подальше от пыльной парковки, полной битых и перекрашенных развалюх. Он метит в сенат и договорился с нужными людьми, вопрос только в деньгах.
И вот незадача: как раз, когда до заветной суммы оставались сущие копейки, Люк, обещавший подкинуть бабла, скончался от инфаркта. Всему виной, конечно, его зловредный братец Рой, что отгрохал себе крутой автосалон по ту сторону шоссе. Мерзавец надеется, что после смерти брата контора перейдет к нему по наследству, но тут на горизонте нарисовалась дочка Люка, решившая после десятилетнего отсутствия навестить папочку. Судя по всему, девушка может стать препоной в грандиозных планах всех заинтересованных лиц и страсти накаляются не на шутку…
В далеком 1980 году Курт Рассел был молодым и перспективным актером, за плечами коего уже значились десятки работ на телевидении и несколько главных ролей, в том числе у Джона Карпентера в байопике «Элвис». Режиссера Роберта Земекиса в большом кино знали только по молодежной музыкальной комедии «Я хочу держать тебя за руку», названной так в честь одноименной песни Beatles, да собственно и сам фильм рассказывал о приключении фанаток ливерпульской четверки в период американских гастролей на знаменитом шоу Эда Салливана. Так уж вышло, что их первая совместная работа в самом начале восьмидесятых так и осталась единственной, если не считать того факта, что в оскароносном фильме Земекиса «Форрест Гамп» Курт Рассел по старой дружбе озвучил Элвиса Пресли.
Лента «Подержанные автомобили» — не из тех, коими гордятся всю жизнь, но и не та, за которую будет стыдно годы спустя. Милая эксцентрично-приключенческая комедия, в которой нашлось место и романтике, и забавным скетчам, и традиционным для многих американских фильмов сценам из зала суда, а также дракам, погоням и хакерским поползновениям на самого президента.
Несмотря на длинный послужной список, до «Подержанных автомобилей» Расселу доставались роли преимущественно в фильмах криминального жанра, а также в вестернах и драмах. Его первым заметным появлением на киноэкране стал психологический триллер о техасском стрелке Чарльзе Уитмене, устроившем 1 августа 1966 года геноцид мирного населения с университетской башни и убившем 16 человек. И тем не менее Земекис сделал ставку на Рассела, разглядев в нем не только симпатичную физиономию, но и недюжинный комедийный талант. Правда, будем откровенны, Курт бы не справился без замечательных и очень ярких партнеров по фильму — актеров Геррита Грэма, Фрэнка МакРея и ветерана Джека Уордена. Последний и вовсе умудрился сыграть близнецов, братьев Люка и Роя Фукса, наделив каждого из них неповторимыми чертами.
Люк — больной сердцем и вечно нечёсаный старикашка, у которого всех радостей в жизни — его пыльный бизнес, забавный пес и дочка, пропавшая из виду на целых десять лет. Рой — полная противоположность брату: завистливый, черствый, злющий подонок, который готов на любую подлость ради своего кошелька. Возвращаясь к Курту Расселу, отметим и то, что актер, раскрывшись с новой стороны, постепенно превратился в настоящую звезду, в том числе и комедийного плана. Но все же небожителем Голливуда его сделал не Земекис, а Карпентер, у которого Рассел сыграл свои лучшие роли в лентах «Нечто», «Побег из Нью-Йорка» и «Большой переполох в малом Китае».
Что касается Земекиса, то в «Подержанных автомобилях» уже чувствуется будущая рука мастера. Режиссер без видимых трудностей смешивает жанры, жонглируя киноусловностями так легко, как только умели настоящие «киновундеркинды», к когорте коих, помимо Земекиса, также относят Спилберга, Лукаса, Рона Ховарда и пр. Непринужденно и профессионально он вносит капельку романтики в череду откровенно сумасбродных поступков, смешивает откровенный стеб с драмой и завершает фильм ударным экшном. Все эти приемчики позднее найдут применение в его знаменитой трилогии «Назад в будущее», в которой автомобилям и погоням тоже уделено немало экранного времени.
Безусловно, сегодня картина уже не смотрится свежо, да и некоторые вещи (например, настойчивое желание главного героя стать политиком) нам не дано понять. Зато очень хлестко и бойко создатели прошлись по частному предпринимательству, наглядно показав все нюансы недобросовестной конкуренции. Тут вам и лже-реклама, и клевета на публику, и очковтирательство покупателям, и непременные разборки между конкурентами по бизнесу. Покажи этот фильм советским зрителям в 1980-м — и они бы вряд ли оценили сатиру по достоинству, а нынче аналогичные «терки» проходят прямо под нашими окнами, хотя, конечно, это веселит куда меньше.
Главное же, что Земекис не стал концентрироваться на проблематике и драматизировать ситуацию, а задорно и ярко высмеял мелкий бизнес с его глобальными амбициями. И в то же время это не жесткая рязановская сатира, а довольно условная и схематичная комедия с явным хулиганским подтекстом. Так что руководствоваться ею в делах не надо, ибо, как известно, наш суд — уже давно не самый гуманный в мире.