Тем более, удивительно, что за такое короткое время, отведенное собственно на съемочный период, удалось создать кинопродукт, о котором на одном из форумов кто-то из авторитетных там завсегдатаев обронил: «Крик совы», мол, самый значимый из всех российских сериалов, снятых за последние 20 лет. И никто не кинулся к нему с опровержениями — не прав ты, брат, и не так всё совсем. Да и я, после того как посмотрел, согласился с автором высказывания. Всё точно. Отличный сериал. Давно не было таких в отечественном кинематографе.
А вот что сделало его таким, значимым? Наверное, всё в совокупности. В первую очередь, конечно, основа основ — сценарий.
…Остров. Небольшой городок в глубинке Псковской области. До Литвы — два шага, до Польши — три. Поэтому, наверное, нет ничего удивительного, что хотя на дворе и 1957 год, уже 12 лет, как закончилась война, помимо своих, родных, советских бандюганов, что окопались на городских малинах, по лесам вокруг Острова ещё бродят фашистские недобитки, бывшие немецкие пособники — выпускники диверсионных школ, полицаи, надзиратели концлагерей. И темной осенней ночью трое из них, непонятно какие — городские ли, лесные, «ломают» кассу продмага на окраине городка.
Но действия их не остаются незамеченными. Бдительный Тихон (Николай Солодилов) по мерцающему свету в окнах магазина, что через пустырь, напротив его дома, понимает — там происходит что-то необычное, и звонит в милицию, которая не заставляет себя долго ждать. Вынырнув из темноты на дежурной машине, трое милиционеров действуют решительно и напористо:
— Стволы на землю, руки вверх. Милиция!
Бандиты уже готовы сдаться. Как вдруг…
И после этого «вдруг» всё завертелось и закрутилось, как в самом настоящем, добротном и очень хорошем детективе, когда повороты сюжета так резки и непредсказуемы, что в просмотровом кресле остаешься только потому, что ему не подвластна инерционность процессов, происходящих на экране, а уже, казалось бы, знакомые и привычные персонажи оказываются совсем не теми, кем казались поначалу. И городской юродивый Архипка (Сергей Барковский) на самом деле — совсем не дурачок. А вот, вроде бы, вполне вменяемый комендант общежития и, по совместительству, вахтер Трофим Ильич (Николай Иванов), любитель пофилософствовать на тему того, что счастье не в правде, а в неведении, на поверку выходит самым настоящим сумасшедшим, которого никак нельзя привлечь к ответственности за то, что он сжег немецкий архив — объект пристального внимания западных спецслужб, по итогу всё-таки оказавшийся в руках наших контрразведчиков.
Но сценарий — это только часть дела. Для того чтобы сериал стал значимым, запоминающимся, его текстовая, сюжетная основа должна быть дополнена соответствующей актерской работой. В «Крике совы» такая есть. И дело не только в исполнителях главных ролей классической детективной пары (Жеглов — Шарапов, Холмс — Ватсон, Эркюль Пуаро — капитан Гастингс), которую в сериале составили капитан госбезопасности Иван Митин (Сергей Пускепалис) и майор милиции Андрей Балахнин (Андрей Мерзликин). Два совершенно разных человека. Сошлись они — вода и камень, холодный лед, горячий пламень…
Их разделяет не только давняя вражда между двумя силовыми ведомствами, каждое из которых они представляют в ходе расследования. И даже не разное отношение к капитану Юрию Сиротину (Евгений Дятлов), возглавившему тот злополучный выезд милицейского наряда к продмагу в самом начале сериала. Для Балахнина Юра — не только коллега и друг, но почти брат, а для Митина Сиротин — подозреваемый, возможный агент западных спецслужб. Двух следователей разделяет не только всё это, но и… Женщина! Работница почты Нина Каверина (Мария Миронова), в которую оба героя одновременно влюблены.
И как им, двум, таким разным, расследовать одно дело?.. А ведь надо! И они расследуют. Потихоньку, шаг за шагом превращаясь из коллег по следствию в хороших друзей.
Да, и Пускепалисом, и Мерзликиным созданы не просто достоверные — прекрасные образы, но ведь рядом с ними — другие актеры, которых никак нельзя назвать «подтанцовкой». Просто потому, что это — совсем не так. У каждого из них — свои роли, свои персонажи, образы которых получились ёмкими, достоверными и колоритными.
Взять тех же бандитов. Например, Седого (Александр Марушев). Или Никифора (Сергей Глушенко). Да, они преступники. Изначально — отрицательные персонажи. Но когда они гибнут, почему-то становится жаль их. Жаль! Даже несмотря на ту кровь, что они пролили. И которую ты видел, и которая осталась за кадром в прошлой истории этих не образов, живых людей. Почему? Может, потому, что в жизни — не только черное и белое? И исполнители этих ролей убедительно показали зрителю это.
И не только они. Может, для кого-то это покажется странным, но, на мой взгляд, помимо исполнителей первого, второго планов, в сериале есть ещё один актер, на фоне которого снимаются все остальные. И от того, насколько достоверно «сыграет» этот актер, во многом зависело — получится ли по итогу сериал, как таковой. Я имею в виду место, где разворачивается сюжет фильма — сам город Остров. Который так прекрасно «сыгран» Новой Ладогой. Но для того, чтобы она «сыграла», её надо было найти. И кто-то нашел эту натуру.
Надо было не только найти, но и снять. Да не просто снять, а так, чтобы воссоздать на экране образ небольшого провинциального городка конца 50-х, передать его самобытность, дух, провинциализм в самом хорошем понимании этого слова. У оператора Владимира Башты и художника-постановщика Алима Матвейчука — получилось. Они смогли. Сняли.
А всё в совокупности (сюжетная основа, игра актеров, операторская работа, режиссура, костюмы) выдало по итогу замечательный сериал. Лучше которого, и в самом деле, тяжело найти что-то в современном российском кинематографе.