Рассказ о «Портрете леди» стоит начать с того, кто его заказал. Искусствоведы пишут, что на картине — вторая и любимая жена одного из «отцов города» Амстердама, купца и строительного подрядчика Яна Якобса Хинлопена. Этот городской чиновник в течение нескольких лет поддерживал связь с художником, и в результате появились по крайней мере три картины, изображающие его семейство (в том числе, как в данном случае, его молодую жену).
Так как художник никогда не датировал свои картины, расстановка его произведений во времени основана на логических построениях. Правда, известно, что «Портрет леди» был написан за год до его смерти, то есть в 1666 году. Есть еще два полотна с семейством Хинлопена: «Визит к роженице» искусствоведы датируют 1661 годом, «Семейный портрет» — 1662 годом.
«Визит к роженице» — картина, знаменитая еще и тем, что Ян Вос («дворовый» поэт Хинлопена и директор театра в Амстердаме) написал об этом полотне поэму, которая дошла до нас в собрании сочинений, изданном в 1662 году. Картина отображает принятый в те времена обычай «визита к постели» незадолго до или сразу после родов.
Справа сидит роженица, первая жена Хинлопена Леонора. Женщину слева (она в роскошной одежде, у нее в правой руке закрытый веер) приветствует хозяйка и ее муж, снимающий шляпу перед гостьей. Еще левее — служанка со стулом и обогревателем для ног, которые будут нужны посетительнице, когда она возьмет ребенка. Перед старой женщиной в центре картины (она — из родственников или няня?) — занавешенная колыбель.
Все это происходит в зале (или приемной) великолепного городского дома, такие дома строились на канале Херенграхт в Амстердаме, начиная с 1660 года. Написанный Метсю интерьер нельзя считать реалистичным не только из-за архитектурных особенностей (высокие потолки, камин с колоннами, громадная картина, мраморные полы), в нем — роскошная кровать с балдахином, кресло — посредине комнаты, а персидский ковер — на полу. Это — идеал художника (или представление заказчика о роскоши). Серебряная посуда на столе — подарки по случаю появления новорожденного или покупки по этому же поводу — тоже признаки очень богатого дома.
Еще один портрет — семейный, на нем сам Хинлопен, Леонора (первая жена), четверо детей и служанка. Такой же вычурный интерьер (правда, полы попроще), роскошные наряды. И на ошейнике собачки слева есть какие-то украшения, как и на первой картине.
В первом портрете есть действие, движение: гостья, служанка, хозяин — они не застыли, они живут. Здесь — обычный для групповых портретов прием: каждому определено место, все как бы приклеены. Особенно это чувствуется в фигуре хозяйки. И даже играющие собачки не оживляют полотно.
На «Портрете леди» — любимая вторая жена Хинлопена, Люсия Вийбрантс. Она из купеческой семьи, ее отец — торговец шелком. На нас смотрит молодая, цветущая красавица. Она слегка улыбается. На ней — роскошное платье с золотым шитьем, бриллиант в кольце и на браслете, ожерелье и серьги из крупного жемчуга. Обстановка попроще, чем на двух предыдущих портретах, но роскошь проявляется и в ярко-красном ковре, и в серебряной посуде на столе, и в жемчуге на ошейнике песика, и в золотой цепи на книге.
Леди оторвалась от чтения какой-то книги (судя по размеру и цепи — молитвенника), чтобы приветствовать гостя — художника.
Есть какое-то несоответствие между названием картины («Портрет леди») и предметами обстановки, как бы кричащими о богатстве. Точнее было бы название «Портрет богатой женщины».
Мастерство художника исключительно: улыбка красавицы завораживает. Вероятно, проживи он подольше, мы могли бы увидеть не один его шедевр. И нет никаких сомнений — тоже связанный с семейством Хинлопена.