Несмотря на то что большую часть времени на экране льется кровь, а уровень насилия в кадре зашкаливает, этот фильм производства Франции и Канады удивительным образом избежал клещей цензуры и сумел пробиться на ряд профильных форумов и фестивалей независимого кино, хотя в некоторых странах лента все же была формально «забанена» в прокате жесткими возрастными рейтингами. Зрители же разделились на два лагеря: одни свято верят в то, что режиссеру стоит повериться у психиатра и «сдохнуть в корчах», другие, наоборот, считают, что без изощренного членовредительства и ужасных истязаний, коим подвергаются героини фильма, авторский моральный посыл был бы не полон и невозможен в принципе, как не существует просветления без мученичества.
…15 лет тому назад совсем еще юная Люси чудом избежала смерти. Попав в лапы семейке садистов, она уже и не надеялась вырваться из душного и темного подвала, когда ее надзирательница оступилась и девочка, воспользовавшись моментом, сбежала на волю. Очутившись в приюте, она поклялась своей подруге Анне, что однажды отыщет своих мучителей и жестоко отомстит им за все.
Прошли годы, а демон, преследующий девушку, не унимается, призывая ее исполнить обещание. И вот, случайно, в газете Люси видит фотографию счастливой семьи, в которой узнает ненавистные лица. Недолго думая, она хватает ружье и в одно утро методично уничтожает все семейство, включая двух совершеннолетних детей. Узнав о содеянном, Анна спешит на помощь, однако вскоре понимает, что месть не помогла ее подружке избавиться от призраков прошлого. А затем и сама сталкивается с таким кошмаром, по сравнению с которым смерть покажется легким избавлением…
Паскалю Ложье не откажешь в чувстве юмора, ведь режиссер скандальной ленты однажды отметил в интервью, что сам определяет жанр своего фильма как мелодраму с плохим концом. Художнику, конечно, виднее, но зритель, подхлестываемый сарафанным радио, шел все-таки на жесткий хардкор, а не на историю любви. И получал сполна, ибо, как выразился американский кинокритик Скотт Уайнберг, вся популярная франшиза «Пила» по сравнению с «Мученицами» — просто эпизод телешоу «Улица Сезам». Утверждение столь же провокационное, сколь и правдивое, ибо такого количества жестокости, надругательства над психикой и натуралистично снятого насилия мир не видел со времен полудокументального «Ада каннибалов» Руджеро Деодато. Но если итальянец творил в рамках так называемого кинотечения «эксплотейшн муви», то бишь осознанно науськивал публику, то его сосед француз действительно умудрился впихнуть в свое творение больше смысла, чем десятки американских слэшеров и ужастиков, способных только на то, чтобы развлекать аудиторию бессмысленным членовредительством. Его фильм, безо всякого сомнения, можно смело назвать одним из самых жутких и тяжелых за последнее десятилетие.
Понятное дело, что история создания фильма хранит в себе множество трудностей, с коими Ложье пришлось столкнуться в части реализации проекта. Начиная от поиска продюсеров, согласных вложить деньги в жанровое кино со столь непредсказуемым финансовым будущим, и заканчивая подбором актрис на главные роли. Большинство девушек отказывалось от предложения, не дочитав сценарий до конца. А таки согласившиеся сниматься Морьяна Алауи и Милен Джампаной еще не знали, что им придется долгие часы не выходить из образа, много плакать, выглядеть большую часть времени как кусок мяса и отчаянно импровизировать, ибо Ложье принципиально не давал указаний оператору и актерам, пытаясь достичь максимального реализма. Для обеих девушек результат превзошел ожидания, они если и не стали в одночасье популярными, то, по крайней мере, получили неоценимый опыт и возможность продолжить карьеру в кино на новом уровне.
К «Мученицам» можно относиться по-разному, но одного у фильма отнять точно не получится: он запоминается. Не доверительно вкрадывается в душу, а вбивается гвоздем в череп. Поклонники ужастиков не дадут соврать — из всех частей уже упомянутой «Пилы» или какой-нибудь «Техасской резни бензопилой» в памяти остались, в лучшем случае, первые части, остальные же превратились в сплошное бессмысленное и беспощадное месиво. Быть может, как раз по этой причине сам Ложье отказался по горячим следам превращать картину в киносериал, хотя такие предложения ему поступали.
Разумеется, режиссер также стал вертеться на языке у многих голливудских продюсеров, чьи бесчисленные ремейки, сиквелы и спин-оффы нуждались и нуждаются в талантливых постановщиках. Однако француз не только сумел достойно пережить этот период «звездной болезни», в том числе отказавшись от повторной экранизации знаменитого романа Клайва Баркера «Восставший из ада», но и спланировать будущее без оглядки на «Мучениц», хотя и продолжил работу в том же направлении («Верзила», 2012).
Единственное, что немного смазывает общее впечатление от картины — это концовка, в которую было вложено столько не подтвердившихся амбиций. С одной стороны, и не хотелось бы, чтоб режиссер в финале ушел в дебри фантастики и религии, но и подобное окончание смахивает, скорее, на отсутствие мысли, нежели ее нестандартную реализацию. Эффект ради эффекта. Что особенно несправедливо по отношению ко всему, что было ранее. Ведь лента рвет душу по нарастающей, начинаясь как незаурядный криминальный триллер, а затем превращаясь в жуткую драму одиночества, боли и страха.
С другой стороны — конец этой истории предсказуемо плох, и автор не скрывает своих намерений, медленно и верно накручивая нервы и страсти до пресловутого катарсиса. Ответы на животрепещущие вопросы так и повиснут в воздухе, ибо узнает их только тот, кому пришлось выстрадать знание ценой неимоверных мучений.