То ли в попытке разбавить бэтменов-суперменов-человекопауков собственного разлива, то ли по-детсадовски мстя старушке Европе за наличие действительно древней истории, американцы, в свойственной им манере и с упорством, достойным иного применения, пустились во все тяжкие, чуть ли не ежегодно презентуя публике сладко-гадких перси джексонов, титанические побоища и прочую спартанщину. А «Гераклов» — целых два!
…Когда был Гера маленький, с кудрявой головой, супруга Зевса, огорченная до невозможности шашнями земной женщины с олимпийской шишкой, подослала к мальчику змеюк подколодных. Что бы там ни произошло, но покушение провалилось, и впоследствии Геракл стал невольной жертвой людской молвы, что приписывала ему любые проявления сверхчеловеческой силы и терпимости, будь то победа в схватке с многоголовой гидрой или массовый вывоз лошадиного навоза.
Сам «герой», не будь дураком, байкам не противился, родства с богами не отрицал, а сколотил вокруг себя команду убер-бойцов свирепого нрава и принялся наемничать на благо своего кармана, помогая «решать проблемы» по всей Греции. Однако, не рассчитав богатырской силы, он превысил лимит национального обожания, был предан своим покровителем и с позором изгнан робингудствовать подальше от столицы. Здесь и стартовал новый миф о Геракле, что откликнулся на просьбу фракийского царя Котиса и встал на защиту суверенитета страны, в очередной раз со всей супергеройской дури наступив на любимые грабли…
Очевидно, что древние греки просто попали под горячую руку: после вестернов и слэшеров Голливуд в восьмидесятых резко воспылал «любовью» к азиатам и русским, потом залип на эротических триллерах, а в нулевых годах решил полноценно отутюжить тему гоблинов, трансформеров и героев античности. Всего лишь злая мода, ничего личного. Тем более что между хоббитами, громозеками и носителями туник и сандалий особой разницы не делается — все они варятся под одним и тем же соусом и действуют по хорошо узнаваемому принципу «пришел, увидел, раздал люлей». Жанр фэнтези из разряда «сказки для взрослых» превратился в одобренное для детей в сопровождении родителей представление с мордобоем и интригами в диковинных декорациях.
Бескровный «Геракл» тому наглядный пример — по количеству трупов новая работа режиссера Бретта Рэтнера уделывает любой боевик, не стесняется юморить ниже гульфика и демонстрировать в кадре специально приглашенную филейную часть модели Ирины Шейк, при этом формально оставаясь в рамках школьного рейтинга.
Как и вышедший несколькими месяцами ранее «Геракл: Начало легенды» Ренни Харлина, фильм Рэтнера гладит древнегреческие байки против шерсти, сваливая в одну кучу легендарного воина, коварных правителей, амазонок в кожаных шортах, псевдокентавров и диких бушменов, эксплуатируя при этом, пускай и мифами утвержденный, но набивший оскомину со времен «Гладиатора» сюжетный твист про то, как «враги сожгли родную хату». С той лишь разницей, что финский бракодел с серьезной миной на лице составил посильную конкуренцию Уве Боллу, тогда как Рэтнер, ввиду отсутствия яркой индивидуальности, но имея за плечами аналогичный опыт с «Людьми Икс», грамотно освоил бюджет.
Сомнительна только неожиданность пертурбации главного персонажа из античного героя в простого наемника, ибо налицо явный тренд: пока одни, в лице Marvel и DC Comics, переобувают ботанов в железные костюмы и подкачивают задохликам мышцы, другие взяли курс на выпиливание культа личности, повсеместно принижая статус полубогов до уровня получеловеков. Впрочем, в процессе яростной сублимации веры в выходца из народа, авторы все же не удержались от соблазна в последний момент склонить чашу весов в пользу сказочности, и харизматичнейший Дуэйн «Скала» Джонсон, оправдывая свое зубодробительное прозвище, не оставляет от противников камня на камне.
Склеенный липким пафосом, кровавыми флэшбэками и смутными намеками на «те самые» канонические 12 подвигов, новый «Геракл» — предсказуемо зрелищный и дух захватывающий аттракцион, сотканный из лучших моментов «
Быть может, ради эффекта полного развенчания мифов стоило хулиганить до упора, но и этот эпик не обошелся без фейла: в финале блудный сын громовержца таки обретает веру в себя; нищие, но довольные греки бросают в воздух чепчики; а в кадре усиленно педалируется мысль о том, что легендами не рождаются, а становятся.