Согласно воспоминаниям Мари Витгенштейн (сводной сестры), стараниям Козимы принять участие в местной общественной жизни мешали «завышенная самооценка и врождённая язвительность». Судя по всему, Ганс фон Бюлов не уделил должного внимания творческой самореализации своей жены, в отличие, например, от Роберта Шумана, жена которого, даже будучи матерью пятерых детей, не прекратила выступлений. (Удивительно, но в России композитора представляли лишь как «мужа пианистки Клары Шуман»).
Поняв, что реализовать себя в той же сфере, в которой преуспел ее отец, не получится, Козима стала искать другие пути. Если в качестве пианиста Ференц Лист являлся общепризнанной иконой музыкантов, то его композиторское наследие многие воспринимали скептически. В наши дни изучаются, по большей части, фортепианные произведения Листа, в то время как его симфонические произведения не вызывают особого интереса. Что касается опер, их не было вовсе. Сочинять музыку сама Козима не умела, зато ее муж, Ганс фон Бюлов, был композитором. Козима стала убеждать его больше времени уделять сочинению музыки и даже сочинила для него либретто оперы о волшебнике Мерлине, однако Ганс был совершенно загружен выступлениями в качестве пианиста и дирижера.
Козима подолгу оставалась дома одна. Она писала статьи и делала переводы для франкоязычного журнала, но это не приносило ей радости, что совсем не удивительно: человек не может быть счастлив, если он идет по стопам Подчиненного родственника. Каких бы успехов ни достиг он на этом поприще, он будет чувствовать себя униженным, если только не свяжет каким-то образом профессию Подчиненного с профессией Доминирующего, причем чувство, что жизнь не сложилась, будет тем сильнее, чем незавиднее было положение Подчиненного в семье.
Судьба же матери Козимы, писательницы Марии д’Агу, была печальной. Поэтому неслучайно мечты Козимы устремились к набиравшему популярность Рихарду Вагнеру, творчество которого оказалось сильным именно в той области, в которой ее великий отец потерпел неудачу! Симфоническое творчество Листа признавали неудачным, в то время как роль Вагнера в искусстве заключалась как раз в том, что он проявил новаторство именно в симфонической музыке! И самое главное: Вагнер писал великолепные оперы, то есть делал то, чего совершенно не умел Лист! Оперы эти были на мифологические и сказочные сюжеты, что совпадало с желанием Козимы писать такого рода либретто.
Рихард Вагнер, в свою очередь, совсем не случайно обратился к жанру театрализованного представления. Его Доминирующим родственником был отчим, актер Людвиг Гейер. Вполне закономерно, что одаренному ребенку однажды пришла в голову мысль: «Отчим играет в театре чужие пьесы, и тот, кто их пишет, более велик, чем он. Значит, я буду сочинять то, что будут исполнять такие, как мой отчим». Характерно и то, что отчим ошибочно пытался сделать из мальчика художника, но тот не проявил к рисованию никакого интереса, как и должно было быть, ведь основной сферой самореализации Доминирующего был театр. По молодости Вагнер даже вступил в брак с актрисой Минной Планер, но, как известно, первая жена не одобряла его новаторских исканий, заставляя мужа писать «хлебную музыку».
Между тем со второй женой «мозаика сложилась»: Козима хотела возвыситься над своим Доминирующим за счет участия в создании опер (что хотел бы уметь делать Доминирующий, но не умел), и Вагнеру нужно было того же (его Доминирующий был всего лишь исполнителем произведений других авторов). Наличие конфликта между Козимой и ее отцом несомненно. Когда в 1866 году Лист умер, Козима взяла на себя организацию похорон, однако отказалась посвятить его памяти концерт или иным образом публично почтить память отца. Предлогом послужило нежелание омрачать Байрейтский фестиваль музыки Вагнера.
Следует признать, что Рихард Вагнер (сын Доминировавшего отчима), женившись на дочери Ференца Листа (дочери жёстко Доминировавшего отца), поступил в точном соответствии с рекомендациями, которые были изложены в статье «Как найти жену великому человеку?». Именно дочь, соперничающая со своим великим отцом, могла соответствовать масштабным амбициям композитора, считавшего себя гениальным задолго до того, как об этом заговорили другие.