Почему Татьяна Ларина является идеалом Пушкина? Тайный подтекст романа. Часть 1

Реклама

Первое, что приходит на ум при этом вопросе, даже если не читать произведение: «Вероятно, героиня напоминает автору его самого, ведь нам свойственно хвалить тех людей, которые похожи на нас, или тех, на кого мы хотели бы походить». Многое в романе подтверждает первое предположение.

Как известно, у Пушкина не было теплых отношений с родителями. Его мать однажды не разговаривала с сыном… целый год. При этом она была страстной любительницей балов и развлечений, где в общении себе не отказывала. В двенадцатилетнем возрасте будущий поэт без сожаления уехал в Царскосельский лицей. Мальчик испытывал теплые чувства лишь к брату и сестре, а также к няне Арине Родионовне, которая и пробудила в нем интерес к народной культуре.

Что касается Татьяны, «она в семье своей родной казалась девочкой чужой», хотя сестру свою, Ольгу, Татьяна любила и тяжело переживала ее отъезд после замужества. Была у Татьяны и своя «Арина Родионовна». Самой яркой чертой Татьяны является ее любовь к русской природе, а ведь и юношеские годы Пушкина прошли среди чудесных лесов и парков Царского села. Героиня Пушкина, как и сам поэт, много читала.

Реклама

Теперь посмотрим, кому противопоставляется образ Татьяны Лариной. Безусловно, главному герою романа — вечно скучающему бездельнику Евгению Онегину. Следовательно, чтобы понять, что именно пленяет Пушкина в его героине, необходимо понять, какие черты Евгения Онегина напрочь отсутствуют у Татьяны. Прежде всего, отметим, что Татьяна никогда не скучает, даже учитывая, что живет она в глуши и у нее нет ни единого друга, с которым она могла бы поговорить. Татьяна представляет собой редкий тип абсолютно самодостаточной личности, которая не нуждается в обществе. Чем это объясняется? Тем, что когда Татьяна не занята чтением, она постоянно воспринимает то, что происходит в реальности:

Реклама

Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь…

Она бродит по лесам и полям, встречает рассвет, наблюдает за жизнью крестьян, она делает что угодно, но только не общается. Она даже не играет в куклы и не разговаривает с ними, пересказывая им матушкины наставления. Татьяна — это воплощенное внимание к тому, что есть в реальной жизни. Возможно, Пушкин, будучи человеком чрезмерно общительным, мечтал обрести такую концентрацию внимания, которая дает творческое озарение и такой дар предвидения, какой был у Татьяны, увидевшей во сне события, которые последовали дальше. Что касается Онегина, его биография — это череда балов, знакомств, путешествий. Общение, общение и еще раз общение — вот чем живет Евгений.

Реклама

Обратим внимание на то, как встречают Татьяну в высшем обществе. Кто-то смотрит на нее с неодобрением, а кто-то искренне тянется к ней:

Один какой-то шут печальный
Ее находит идеальной,
И, прислонившись у дверей,
Элегию готовит ей.

У скучной тетки Таню встретя,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел.
И, близ него ее заметя,
Об ней, поправя свой парик,
Осведомляется старик.

Кто тот человек, что пишет для Татьяны элегию? Не сам ли Пушкин? Во всяком случае, у поэта имеется несколько элегий, написанных до окончания романа «Евгений Онегин» в 1831 году. Пётр Вяземский — известный поэт, один из близких друзей Пушкина. А кто этот загадочный старик, не названный по имени? Об этом старике сказано таким образом, словно он является постоянным спутником Вяземского. Как ни странно, в Интернете о старике, который осведомляется о Татьяне Лариной, никаких версий не содержится. Возможно, наша будет первой.

Реклама

Оказывается, опекуном Вяземского был… историк Карамзин (1766−1826), который впоследствии женился на сводной сестре Вяземского Екатерине. Пушкин дружил с семьей Карамзиных и даже был влюблен в Екатерину Карамзину, участвовавшую в написании «Истории государства российского», — женщину значительно старше его по возрасту, но чей глубокий ум очень привлекал его. Как говорили современники, салон жены Карамзина был единственным в Москве, где говорили по-русски и не играли в карты.

Кстати, в записках шестнадцатилетнего Пушкина имеется следующее место: «В комнату вошел старик лет 30 (это был Карамзин)». Карамзины — те люди, которые имели ключи ко многим тайнам российской истории. Вероятно, многие из них они поверяли своим знакомым в частных беседах, опасаясь публиковать, ведь речь зачастую касалась государственных интересов или царственных особ. Получается, что Татьяна, приехав в Москву, оказывается в кругу Пушкина и его друзей. Едва ли ей там было плохо.

Реклама

Почему Пушкин назвал свою героиню Татьяной, в то время как первоначально собирался сделать ее Наташей, ведь имя Наташа гораздо легче рифмуется? Как ни странно, критики не дают этому четкого объяснения. С Евгением Онегиным и Владимиром Ленским вроде бы все очевидно. Евгений — «благородный», Владимир — «владеющий миром» — какие еще имена можно дать представителям знати, у которых есть все, что они ни пожелают? Онегин — «живущий в неге», Ленский — «ленивый» — фамилии намекают на праздность. Обе фамилии образованы от названий рек (Онега — река в Архангельской области, Лена — сибирская река), что, быть может, указывает на то, что герои «плывут по течению». Не исключено также, что фамилия Онегин образована от названия Онежского озера, что подчеркивает пассивный характер героя.

Реклама

Но почему Татьяна? И почему Ларина? Ларина, понятное дело, от слова «ларец», но ларец с чем? Осмелимся сделать предположение: имя Татьяна в пушкинские времена было синонимом понятия «ученость». Поскольку указ об открытии первого российского университета — Московского — был подписан в Татьянин день, этот день стал праздником студентов, а уже к середине XIX века Татьянин день фактически превратился в праздник российской интеллигенции. Значит, Татьяна Ларина — «ларец учёности», «ларец открытий»?

Имя Татьяна означает по латыни «устроительница, учредительница», говоря современным языком, «организатор». А ведь конец романа показывает нам Татьяну как человека, вокруг которого сплачиваются интеллектуальные люди разных возрастов и званий:

Реклама

Ей нравится порядок стройный
Олигархических бесед,
И холод гордости спокойной,
И эта смесь чинов и лет.

Как тут не вспомнить версию Л. Н. Васильевой, изложенную ею в книге «Жена и муза», о том, что Пушкин был тайно влюблен в императрицу Елизавету Алексеевну, жену ненавидимого им Александра I, и именно она являлась всю жизнь его тщательно скрываемой музой. Елизавета часто бывала в доме историка Карамзина, поскольку она, пользуясь своим положением, исследовала тайные архивы и знала много такого, что стало известно широкой публике только после революции 1905 года, когда эти архивы были открыты. Сохранились ее многочисленные письма своей матери с изложением тех страниц русской истории, которые было принято замалчивать. После смерти Елизаветы ее рукописи были засекречены Николаем I, которого беспокоила чрезмерная любознательность жены брата.

Продолжение следует…

Реклама