«Извечная» отсталость России прочно укоренилась в сознании. Не спорю, она была… наверное. Поскольку все далеко не так однозначно, как нет в истории однозначно черного и белого.
Даже не выдумывая особо, считающиеся известными факты оцениваются историками по-разному относительно того, проявление это отсталости или прогресса. Потому что нет в истории однозначного прогресса или регресса. Ведь при всем сходстве ситуации и существовании общих принципов развития общества, у каждой страны свои особенности, иногда вносящие серьезные коррективы в «общие закономерности».
У России же и в самом деле собственная гор… то есть свой особый путь. Связанный, прежде всего, с нашим своеобразным географическим положением.
Я уже говорил об особенностях российского земледелия. По сути, века до 18-го Русь-Россия из-за низкой урожайности не имела возможности всерьез экспортировать хлеб. Были и другие причины, но о них в другой раз.
Бедные почвы и огромные леса подсказывали наиболее простой выход. Куда проще, не мудря, распахать новый участок, удобрив его золой сожженных деревьев. Отсталость? Как знать… Европейские леса едва не исчезли, а в России подсечно-огневое земледелие местами существовало чуть ли не до 19 века. На лесах деятельность человека сказалась, но они сохранились.
Удобрять же почву… Предки не были отсталыми или глупыми. Удобрили бы, будь чем удобрять. Лучшее и простейшее удобрение — навоз, но и его было не так много. Северо-восток Руси неблагоприятен и для животноводства. Период выпаса много короче европейского. На долгий зимний период нужен больший запас корма; времени на заготовку — меньше, а период заготовки корма совпадает со сбором урожая.
Вот, долгое время осваивая леса северо-запада, и удобряли золой! Не из отсталости и непонимания, а по необходимости.
Община, которую в 20 веке пытались ликвидировать как безнадежно устаревшую, в то время была гарантией поддержки в случае бедственного положения. Условия севера способствуют коллективизму!
И пресловутое крепостное право — следствие природной бедности. Постоянно воюющая страна искала возможности содержать армию. А земледельцы из-за бедности земли регулярно мигрировали. Это очень давняя, исконная традиция! В попытке удержать их на месте — для обеспечения помещиков-воинов — крестьян и прикрепляют к земле.
А реальная возможность поставлять хлеб в Европу появилась лишь с расширением территории на юг. С присоединением Казани открываются южные степи, пути к Уралу и в Сибирь. И сразу активизируется миграция в эти районы.
Необходимость выхода в плодородные южные районы прекрасно осознается (и об этом пишется в источниках того времени) уже в 16 веке! Окончательно юг становится доступен и безопасен для русских земледельцев при Екатерине Великой, с присоединением Крыма. Ведь освоение Причерноморья — это не только выход к морю и еще одно «окно в Европу». Это еще и ликвидация постоянной угрозы набегов оттуда.
И здесь возникают интересные параллели с очень давним прошлым. Но это тема большая и особая…