В полную же силу имя Хвоста зазвучала после сборника песен «Чайник вина», записанного совместно с группой АУКЦЫОН и вышедшего в 1992 году. Его ударным хитом стала песня-ужастик с таинственным названием «Орландина»…
На самом же деле история самых известных песен Хвостенко и Волхонского уходит корнями в советское прошлое начала 1970-х. Надо сказать, что музыкантами наши герои не были, да и петь толком не умели. Тот же «Город Золотой» (в оригинале — «Рай») в исполнении Хвоста может вызвать у фаната БГ-версии настоящий когнитивный диссонанс.
Зато Хвостенко и Волхонский, будучи активными деятелями советского поэтического андеграунда, умели здорово писать тексты на чужие мелодии. Допустим, такие песни, как «Рай» и «Конь унёс любимого», написаны на музыку, почерпнутую с пластинки «Лютневая музыка
Не стала исключением и «Орландина». Её музыкальным первоисточник — песня 1963 года «A Brassens», написанная французским певцом Жана Ферре, как посвящение другому французскому шансонье.
А. Хвостенко:
«У меня тогда были друзья французы, Марк и Жоэль, преподававшие в МГУ. Они таскали какие-то записи, мы их слушали, они переводили тексты — я по-французски ничего тогда не знал. А песня Ферре, на которую потом получилась „Орландина“, была посвящена Жоржу Брассансу. Я очень любил Брассанса, хотя слова не понимал. Жоэль и Марк мне их переводили, я впитывал… Это они меня с Францией и свели».
По воспоминаниям Хвостенко «Орландина» родилась в 1970 году во время совместной поездки с Волхонским из Питера в Псков. Начался процесс в поезде, а закончился в псковской столовой.
Сюжет песни авторы почерпнули из другого источника — франкоязычного романа польского писателя Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804). Роман был полон разнообразных жутковатых мистических историй. Одна из них — рассказ о кутиле и бабнике Тибальде, который встретил прекрасную незнакомку со странным именем Орландина. Девушка представилась скромницей-девственницей, которая провела юность в заточении и не знала любви. Об истинном обличье красавицы Тибальд узнаёт слишком поздно…
Ян Потоцкий «Рукопись, найденная в Сарагосе»:
«Тибальд совсем потерял голову, — он понес Орландину на кровать и уже почитал себя счастливейшим из смертных… Но вдруг почувствовал, как будто ему запустили когти в шею.
— Орландина! — воскликнул он. — Орландина! Что это значит?
Никакой Орландины больше не было: вместо нее Тибальд увидел какие-то до тех пор незнакомые ему очертания.
— Я не Орландина! — крикнуло чудовище страшным голосом. — Я — Вельзевул!".
На основе этой истории Хвостенко и Волхонский и написали свой текст. Правда, в их версии выходит, что Орландина знала героя ранее…
Где-то, сказал, меня ты видел?
Знаешь, что сам меня обидел?
Забыл меня?
Ну, а далее всё происходит, как и в романе.
«Ах как хочу тебя обнять я,
Поцеловать рукав от платья.
Ну, так приди в мои объятья…»
И в этот миг:
Шерстью покрылся лоб девичий,
Красен стал глаз, а голос птичий…
И волчий лик.
Меня чудовище схватило
И сладострастно испустило
Мерзостный крик.
«Видишь ли, я не Орландина.
Да, я уже не Орландина.
Знай, я вообще не Орландина.
Я — Люцифер!
Видишь, теперь в моих ты лапах,
Слышишь ужасный серый запах?
И гул огня?»
Так завопил он и вонзил свой зуб,
В мой бедный лоб свой древний медный зуб
Сам сатана.
В 1977 году вольный художник Хвостенко, которому советская власть грозила статьёй за тунеядство, решил эмигрировать на родину Ферре и Брассанса.
В самый разгар перестройки — в 1989 году — в Париже гастролировали три советских рок-группы:
Лидер группы — Леонид Фёдоров — вспоминал, что до этого момента слышал о Хвосте лишь то, что это настоящий автор «Города Золотого». Однако очень быстро рокеры и поэт прониклись друг к другу большой симпатией.
А. Хвостенко:
«Больше всего я сошёлся с АУКЦЫОНОМ, их выступление показалось мне самым весёлым. Я пригласил их к себе домой, и они стали у меня жить полным составом, спали на полу».
Симпатия очень быстро переросла в совместное творчество. Хвост предложил АУКЦЫОНУ сделать новые аранжировки для его песен и напел на кассету около 30 композиций. Название будущего альбома тоже не случайно.
Леонид Фёдоров:
«…процесс этот сопровождался поглощением вина из вместительной бочки, которую Хвост купил для всего „АукцЫона“. Мы вдвоём её выпили, и, когда все ребята собрались, пришлось бежать в магазин за другой бочкой… В тот раз мы фактически и соорудили „Чайник вина“».
Однако своего окончательного воплощения альбому пришлось ждать ещё два года. АУКЦЫОН вернулись домой, а вот Хвосту в СССР въезд был запрещён. Попасть в Ленинград он смог лишь перед самым развалом Союза — в декабре 1991 года, при этом весьма хитроумным способом — на… самолёте с гуманитарной помощью.
Леонид Фёдоров:
«…в тот момент, когда он здесь появился, у меня не было желания что-то писать. Мы только закончили „Бодун“, я расслабился. Но потом всё-таки записали „Чайник Вина“ довольно быстро, недели за две. Не слишком напрягались».
Впоследствии перфекционист Фёдоров говорил, что «Чайник Вина» — редкий альбом АУКЫОНА, которым он полностью доволен.
Леонид Фёдоров:
«Песни были уже напетые. Он выдавал их классно, легко. Хотя песни мрачноватые, но в этом альбоме нет напряга, чувствуется очень лёгкая атмосфера».
Борис «Борюсик» Шавейников, барабанщик АУКЦЫОНА:
«С Хвостом мы первый альбом смешно записывали. Меня, например, иногда вообще никто не предупреждал, что магнитофон включен. Сижу, пытаюсь чего-то подыгрывать, вдруг слышу: нормально, все записали».
Альбом действительно вышел очень удачным. В замечательных «аукцыоновских» аранжировках песни Хвоста заблистали новыми красками, а его хрипловатый, с позволения сказать, вокал зазвучал очень выигрышно.
Особенно удалась открывающая альбом «Орландина», которую Фёдоров поначалу не слишком ценил, считая этаким шуточным пустячком.
Тут надо сказать, что первой «Орландину» записала не группа АУКЦЫОН, а женская группа КОЛИБРИ на своём альбоме «Манера поведения» (1991). В исполнении солистки Натальи Пивоваровой песня звучала неплохо, но с версией АУКЦЫОНА ей было тягаться не под силу. Основной «изюминкой» этой версии стало то, что песню разложили на два голоса. При этом картавящий томный голос Фёдорова отводился мужской партии, а за красотку Орландину… хрипел Хвост. В результате мрачная песня зазвучала чрезвычайно забавно.
«Чайник вина» был так удачен, что спустя 3 года Хвост и АУКЦЫОН решаться на более смелый эксперимент — запишут совместный альбом «Жилец Вершин» на стихи поэта-футуриста Велимира Хлебникова, а одна из его песен — «Бобэоби» — даже станет хитом.
Что касается «Орландины», то её до сих пор требуют от Фёдорова и компании на концертах. В Питере даже существовал музыкальный клуб «Орландина». После Пивоваровой новую «женскую» версию песни записала Ольга Арефьева. Правда, она зачем-то заменила в тексте «Люцифера» и «Сатану» на «Смерть»…
Российский паспорт Хвост получит лишь в 2004 году — незадолго до своей смерти. На концертах, посвящённых памяти поэта, «Орландина» зазвучала в исполнении его дочки — певицы Анны Хвостенко. Совместно с АУКЦЫОНОМ, разумеется…
P.S: Сами песни можно послушать в 1-м комментарии к этой статье.