Сеньор сеньору — рознь. Феодалом мог быть могущественный богатый вельможа, владевший городами, а мог быть мелкий, но потомственный сеньор, скорее — первый парень на своей единственной деревне. Откуда у него деньги на участие в пышных состязаниях, если даже богачи порой влезали ради подобных развлечений в долги?
А попасть всем хочется. И себя показать, и перспектива выбраться «в люди», что называется. А ну как могущественный сеньор заметит молодца и возьмет к себе в свиту?
В позднем Средневековье турниры были наваждением, все ими бредили. Откуда эта напасть взялась? В принципе, мужчины тех времен, когда сила и умение воевать стояли на первом месте, никогда не отказывались побренчать «железом». А тут и повод официальный.
Еще древние германцы после пира любили потанцевать между мечей, как и шотландцы. При дворе Меровингов тоже было принято после трапезы развлекаться танцами, имитирующими бой на мечах. Традиции потешных боев существовали и в правление Карла Великого и его наследников.
Первые турниры вообще проводились легко: поели-выпили, погарланили, прекрасную даму подходящую нашли и вперед, на равнину (поле) — биться. Постепенно проведение турниров «облагородили». Такое развлечение явно нравилось средневековой знати.
Турнир — бой-состязание между двумя равными по численности группами. Или один на один. По всей вероятности, турниры возникли как учение воинскому делу молодежи. Потом как потеха, а далее уже все стало серьезно, с правилами и четким церемониалом. Родина таких состязаний — Франция. Популярными турниры становятся уже в XI в., и первые правила для них написал сеньор Жоффруа де Прейли.
На первых порах турниры частенько превращались в кровавые стычки, в сведение счетов. Поэтому ввели строгие правила: биться только тупым оружием, то есть с наконечником, закрывавшим острие. Запрещены были некоторые приемы, например, не рубить и не колоть соперника, а удары разрешалось наносить только сверху вниз.
В окрестностях Кельна в 1240 г. состоялся «кровавый турнир», где было затоптано несколько десятков рыцарей. Конечно, это не единственный случай. Власти и церковники боролись с турнирами, бывало, их запрещали. Погибших во время состязаний в какой-то период запрещали хоронить в освященной земле. Король Франции Филипп IV Красивый издал ордонанс, запрещающий турниры, под страхом заключения под стражу и даже конфискации части имущества или годового урожая.
Праздное времяпрепровождение и расходы на турниры не приносили стране никакой пользы, и умным монархам подобные состязания были совершенно не выгодны. Бывали монархи и не умные, вроде Филиппа VI Валуа, совершенно не думавшего о государстве. Этот монарх так заигрался на турнирах, что не заметил, как началась Столетняя война, а казна — пуста (из-за турниров, в частности).
До XIV века участники на состязания надевали обычные латы, в которых и сражались. Потом уже, когда военные игры начали обрастать различными правилами и церемониями, латы, как и оружие, стали делать специально для турниров. Были отдельные доспехи для конной сшибки и для пешей схватки.
Шлем конструировали с опорой на плечи, чтобы голова сильно не страдала от удара, а вместо забрала использовалась специальная металлическая сетка, предохраняющая от удара в глаз и дававшая хороший обзор. Поверх доспехов рыцарь надевал накидку с гербом — табард, соответственно «одевали» и его коня, и свиту.
Место для турниров (как правило, за городом) специально огораживали, для зрителей устанавливали специальные места, а для участников — шатры для отдыха и переодевания. Ристалища превращались в красочное место, везде развевались гербы и флаги, разноцветные шатры и палатки заполняли местность, выбранную для боевых игр.
Наряду со строгими правилами, существовали разные приметы и суеверия. Например, никак нельзя, чтобы женщина касалась шлема рыцаря до начала поединка. Ужасная и позорная неудача ждет молодца в этом случае.
Участник мог быть только знатного происхождения (в нескольких поколениях) и посвященный в рыцари. Обязательно надо было предоставить свой семейный герб, подлинность которого проверяли. Специальным церемониалом назначали судей, которые будут судить поединки между рыцарями.
Герольд давал знак и противники устремлялись друг на друга, а зрители, затаив дыхание, внимательно следили за каждым их движением. Турнир начинался с поединка на копьях новоиспеченных рыцарей, т. н. жюте. Далее бились другие, заявленные на турнир участники. Необходимо было выбить соперника из седла или сломать о его щит свое копье. Кульминацией турнира, который обычно длился несколько дней, была битва отрядов рыцарей. Победители условно брали в плен побежденных, чтобы взять с них выкуп.
Конечно, была и награда победителям, которые объявлялись в каждом виде поединков, а иначе — не интересно. Призом могли быть различные драгоценности (камни, изделия из золота), деньги или поцелуй прекрасной дамы, которую победитель сам выбирал. Рыцарь обычно одевался в одежду тех цветов, которые предпочитала его дама сердца. Без дамы турнир не получится, поэтому о них следует сказать подробнее.
Красавицы были самыми главными болельщицами. Они охали и ахали при каждом звоне оружия и просто любом звоне, хватались за сердце, иногда даже кричали. Они дарили доблестным воинам шарфики, платочки, ленточки или просто воздушные поцелуи и томные взгляды.
Одно время среди дам было модно отрывать свои рукава и кидать их «счастливчикам». Средневековая мода предусматривала менять рукава к корсажу разнообразия ради, они (рукава) просто надевались и крепились на крючки, поэтому их и отрывать, собственно, не надо было.
Поскольку это было по расходам накладно, да и нескромно с голыми руками потом весь праздник (а турнир — это именно праздник) сидеть, со временем придумали пришивать такие специальные рукава к основному наряду на живую нитку, чтоб легко отрывались и «раздавались». Так и сидели на своих зрительных местах знатные дамы, обвешанные рукавами, зорко высматривая, кого бы «осчастливить». Не уходить же с ними обратно, в самом деле.
Дамой сердца могла быть женщина замужняя или девица. Дурным тоном было ревновать на турнире свою жену. Напротив, супруг гордился своей половиной, разряженной и обвешанной драгоценностями.
К слову, турнир и для знатных женщин был головной болью: множество нарядов надо пошить, драгоценности приобрести, опять же — рукава эти, шарфики… Все это влетало в копеечку. О том, чтобы сэкономить и не присутствовать, речь вообще не шла. Король объявил турнир и присутствие на нем придворной знати обязательно. Кстати, ристалища мог устроить и богатый вельможа, какой-нибудь герцог, к примеру.
Турнир был еще и своеобразной демонстрацией достатка, моды, красивого оружия. Для торговцев это было золотое время, они толпами стекались к ристалищам и продавали свои товары, обязательно находя покупателя.
В XVI в. рыцарские турниры постепенно сошли на нет.