У радио этого недостатка нет. Заранее известно, что ничего не покажут, а пару слов для поиска в Интернете можно в памяти попридержать до более удобного момента. И потому радио можно слушать спокойно. Как лекцию или как концерт. Огромное количество радиостанций позволяет выбирать содержание и стиль на свой вкус.
Мне долгое время нравилось радио «Классик»: прекрасная музыка, чудная поэзия и рекламы всего ничего. Новостями не докучали. Когда хочется покоя, новости ни к чему. Сейчас многим хочется быть свободными от обработки общественного мнения, потому у радио «Орфей» и других музыкальных копилок немалая аудитория.
Два слова о радио «Классик». Оно вещало не менее десяти лет и вдруг в середине сентября этого года превратилось в «Радио Вера». Сначала это слушать было приятно, поскольку стилистика «Классик» заметно облагородила православное вещание. Но интерес стал падать, и вовсе не из-за слащавости. Из-за знакомства с новыми православными. Кто бывал на просветительских лекциях 80−90-х годов, тот помнит интеллигентных молодых людей, рассказывавших о боге как об идеале, который возвышает и гармонизирует повседневную жизнь. Кто видел таких молодых священников в последнее время?
Мне почему-то стали встречаться агрессивные молодые люди с большим аппетитом по части имущественных приобретений, которые требуют от паствы послушания и даже военной дисциплины. Молодой «батюшка», чье лицо не имеет ничего общего с ликами святых и в чьей риторике глубокая самостоятельная мысль была бы неожиданным сюрпризом, принимает целование руки от умудрённых жизненным опытом пожилых людей, и это нормально для церкви, но ненормально для нашего здравого смысла. «Радио Вера» стало напоминать о накачанных молодчиках, которые продавливают имущественные интересы церкви. То, что говорит «Радио Вера», очищено от зла, но вместо вдохновляющей идеи «Москва — Третий Рим» оно поневоле стало транслировать напоминание о том, как растеряли истинную веру Рим и Константинополь. Похоже, православное радио будут слушать только прикормленные православные.
Недавно мне позвонила дама, которая попросила ответить на вопросы анкеты о радио в FМ-диапазоне. Что слушаю и что не слушаю. Длиннющий список станций дал представление о том, как много, на мой взгляд, трансляций неполноценных. Когда дама стала в очередной раз перечислять станции, требуя подробного отчёта по каждой, стало скучновато. Когда же ей понадобилась поминутная хронология моего дня, захотелось рассказать составителям анкеты о характерных признаках дураков. Диплом социолога даёт глупости прочную базу.
Избавившись от анкетёрши, ужасно озабоченной моим имущественным положением, я включила радио, чтобы проверить ощущения. Оказалось, что дела обстоят не плохо, а отвратительно. Музычка чередовалась с болтовнёй недалеких ведущих. Очень много «слушаем вас» — это когда пытаются в открытом эфире говорить с телефоном. Разговоры срываются, хороших собеседников обрывают так же, как и двух слов не способных связать. Бессодержательная тягомотина, и ее очень много. Зачем?
Среди болтовни вдруг обнаружилась весьма содержательная дискуссия. Ведущие, в отличие от других каналов, не лялякали, а очевидным образом искали истину. Их собеседник говорил то, что на улице не услышишь, по телевизору — тем более. Сильные смелые высказывания. И вдруг ведущая добавляет реплику, которая унижает и высмеивает умного собеседника, и передача этим завершается. Что это было?!
А это была наша помойка. «Эхо Москвы». Удивительнейшая радиостанция. Где еще услышишь правду, как не здесь? Где ещё толковым государственникам позволят, наконец-то, высказаться, но под конец изваляют в грязи с ног до головы?
О совершенстве можно лишь мечтать. Его не бывает, но встречаются приближения к нему. Перебирая радиостанции, можно встретить что-то душевное, потом перейти на информативное, переброситься на зажигательное и позабавить себя смешным. Выбор есть. Но нет волны, на которой вообще нет рекламы, нет легкомысленного трёпа, дается реальное представление о мире без попутного обучения злу и подлости. Гулять по волнам легко, а выбрать одну для себя — невозможно. Если, конечно, не устраивает трансляция пошлости и подлости.