Без преувеличения можно сказать, что 19 век для России, как никакой другой был веком наиболее насыщенным событиями. При этом событиями как положительного, так и в еще большей степени отрицательного ряда. Что было в активе державы? Построив настоящий ВМФ, она впервые за всю историю вышла на просторы мирового океана. Одно за другим стали осуществляться кругосветные плавания: Лазарев, Крузенштерн, Нахимов, Лисянский, Головнин, Врангель. В особом ряду стоят двойные, с открытием 6-го континента кругосветки Фаддея Беллинсгаузена: самого Д. Кука посрамил, за кормой оставил.
Более того, являясь империей, страна не преминула в присоединении «бесхозных» заморских территорий — в частности Аляски, на которую, не скрывая аппетита, точил зубы Британский Лев. Да и в Калифорнии, чья территория являлась таковой Мексики, поставить свой ботфорт в форме учреждения Российско-Американской торгово-промышленной компании с квартирой в Форт-Росс. Начала развиваться торговля с Гонконгом, Шанхаем, Сэндвичевыми (Гавайскими) островами. В этом же веке — в 1861 г. — было отменено крепостное право.
Пассив. Страна, как самая богатая природными ресурсами и необъятными территориями, не давала покоя зарубежным агрессорам, по причине чего пребывала в перманентном status bellum: 1812 г. — война с ордой корсиканского маньяка; 1853−56 гг. — Крымская кампания, постоянные столкновения с турками на Балканах, с шамилевскими абреками Кавказа. События на Сенатской площади. На подходе маячила война с Японией.
Как в политическом, так и в финансово-экономическом отношениях, страна переживала далеко не лучшие времена. Особо тяжелый удар по казне нанесла не в пользу России окончившаяся Крымская война, в ходе которой был потерян практически весь ЧФ. Интересно то, что погиб он не в прямом боевом столкновении, но во имя спасения Севастополя был затоплен на его подходах.
Отзвуки этой трагедии отчетливо ощущались еще в шестидесятых годах: затопленные корабли ремонту не подлежали, а марсофлоту к тому времени во всём мире приказано было долго жить. ВМФ держав, прощаясь с парусниками, переходил на строительство паровых дредноутов — мастодонтов, несоизмеримо более дорогих по сравнению со своими белокрылыми собратьями. Для России того времени они одновременно были как жизненной необходимостью, так и непозволительной роскошью.
Вот именно в это время великому князю Константину кто-то из приближенных подкинул мысль: а что если для пополнения казны продать Аляску? Однако рекомендация еще не являлась руководством к действию, таковое пришло позже. Прологом для продажи заморской территории послужили события в Калифорнии и, в частности, потеря Российской колонии Форт-Росс. Как известно, Калифорния того времени вкупе с Техасом являлись территорией Мексики. Это были территории, к которым явно неравнодушным был и достопочтенный дядя Сэм. Северные Штаты не мытьём, так катаньем старались завладеть этими лакомыми кусочками, предлагая за это деньги, а при несогласии применяя и силу.
Правительство Мексики, видя явную угрозу отторжения территорий, искало сближения с Россией, установления дипотношений, получения статуса протектората или, на крайний случай, подписания торгового соглашения. Однако Николай I в разговоре с бывшим управляющим компании Ф. Врангелем категорически и с апломбом заявил: «О чем вы говорите, барон? Что торговое отношение с Мексикой позволит раздвинуть границы колонии Росс на 20 миль в три стороны света? Мы решаем судьбы европейских стран, а вы лезете ко мне с каким-то ничтожным клочком земли в Калифорнии! Постыдились бы, барон Врангель! …Для Пруссии (Врангель был немцем) выгоды важнее чести, а у меня — наоборот». Судьба колонии была решена.
Форт-Росс за $ 30 тыс., да и то в рассрочку, был продан. Параллельно и одновременно с этим в Калифорнии началась золотая лихорадка. Десятки тысяч авантюристов и искателей приключений со всего света хлынули в страну Эльдорадо, в результате чего не только Калифорния, но и Техас не солоно хлебавши стали принадлежностью США. Суттера же, на халяву приобретшего Форт-Росс, этого алчного авантюриста вместе со всей его семьёй, такие же алчные старатели подвергли суду Линча. Однако события на этом не остановились. На очереди стояла Аляска — край далёкий, суровый, загадочный и баснословно богатый (вскоре там откроется второе Эльдорадо — Клондайк), но пока что нашенский.
И вновь на авансцену всплывает Крымская война, точнее — поражение России в таковой и продолжение боевых кампаний на Кавказе, Балканах, а денег в казне последние остатки выгребают по сусекам. Министр иностранных дел Горчаков, со ссылкой на поручение генерал-адмирала князя Константина даёт поручение Врангелю сделать предварительную оценку территории площадью свыше полутора млн. кв. км. По одной методике расчёта сумма получилась немногим более 7 млн. рублей серебром, что по современному курсу составляет около $ 100 млн. Сделка состоялась. По другому варианту — в $ 20 млн. Непонятно, по какой причине, но стороны сошлись на первом варианте,
По своей абсурдности эта сделка была беспрецедентной как в истории России, так и США, и что самое главное, дыра в бюджете так и не была заштопана. Да, сделка совершалась с соблюдением всех юридических и международных правил, и потому, естественно, возникает вопрос: а возможно ли, придерживаясь status quo, возвратить то, что потеряли?