Для того чтобы понять, кто из них прав, нужно взять исторические материалы, которые ничего не говорят об амазонках. Библию, например, или историю Рима. И можно увидеть, что все упоминания об амазонках кончаются там, где историческое повествование подтверждается разными источниками при наличии материальных свидетельств.
С 282 года до н. э. начинается история римских завоеваний, начатая войной Рима с Тарентом, на помощь которому пришел царь Эпира. Сведения об этом сражении сохранились в истории в виде крылатого выражения «Пиррова победа». Ничего об амазонках с этого времени мы не знаем, хотя от встречи Александра Македонского с царицей амазонок Фелестрой разница во времени около 40 лет. За такой короткий период народы, пользующиеся большой популярностью, не уходят с лица земли.
Фелестра, славившаяся своими военными подвигами (?), прибыла в Гирканию на встречу с Александром Македонским с конвоем из 300 амазонок, оставив войско на границах Гиркании. Казалось бы, вот есть ориентиры для исторического поиска, когда известно место встречи, а территория царства амазонки, по словам историка, доходила почти до Синопа. По легенде великий полководец провел с Фелестрой две недели, прежде чем отправиться дальше.
Но родила ли она кого-либо после этой встречи, никто не знает, хотя казалось бы, эта информация должна была сохраниться в первую очередь, пока был жив полководец. Также неизвестно, потомками которой из амазонок были правители Пантикапея, передавшие власть с 438 года до н.э. царям, носившим имена Спартокидов.
Ничего не говорят об амазонках и римские хроники периода правления императора Аврелиана, пленившего Зенобию — царицу-воительницу из Пальмиры, объявившую независимость от Рима. Разбив в 284 году 70-тысячное войско Зенобии, Аврелиан вновь подчинил Риму Пальмирское царство, а Зенобия была проведена через Рим в золотых цепях.
В местах, где предположительно жили амазонки, были найдены захоронения женщин, в которых находились луки, стрелы и дротики, но отсутствовали останки доспехов, мечей, боевых топоров и другого боевого оружия. Найденные же в этих захоронениях кинжалы указывают на аристократическое происхождение погребенной или её статус жрицы.
По легенде амазонки поклонялись богине охоты Артемиде, имеющей свои отличительные атрибуты в виде лука со стрелами и дротика. Жрицы этой богини, число которых могло доходить до нескольких сотен человек, вооруженных луками и дротиками, могли послужить историческим казусом, когда путешествующий афинянин, не проспавшись, как следует, мог увидеть армию воинственных женщин. Их он впоследствии и изображал на вазах и барельефах в компании богов и героев.
По свидетельству А.А. Тахо-Годи, племя женщин-воительниц происходит от Ареса и Гармонии. Вооружены амазонки луком, боевым топором, лёгким щитом, они сами изготовляют шлемы и одежду. Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Получается так, что Арес со своей дочерью Гармонией, как и полагается божествам, произвели на свет племя воинственных женщин. Это говорит о том, что амазонки являются персонажами мифологии.
Геракл, совершающий по приказу царя Еврисфея очередной подвиг, отправился в поисках золотого пояса царицы амазонок Ипполиты, который подарил ей отец — бог Арес. Богиня Гера, желающая зла греческому герою, сделала так, что для получения пояса Гераклу пришлось убить Ипполиту. В мифологии амазонки упоминаются наряду с Посейдоном, Сциллой и Харибдой, сиренами и горгонами, не считая того, что они контактировали с Артемидой и другими богами.
«Эти женщины, — писал Диодор Сицилийский, — жили на границах обитаемого мира». Так их и надо воспринимать как сказочных персонажей, потому, что как не хотели бы любители клубнички, но для империи амазонок в имеющейся истории нету места между империей персов и империей «Искандера двурогого».
Появление женских вооруженных отрядов предполагалось как оставшаяся без мужчин, погибших в бою, часть женщин готских племен, которые со временем научились владеть оружием и составили ядро племени амазонок. Логически эта версия правдоподобна, но по времени несопоставима, т.к. готы жили много позднее первого упоминания об амазонках. Причину появления вооруженных женщин на сцене истории надо искать в другом.
Проведем аналогию между войсковыми подразделениями древних и современных армий, в которых служит много женщин с оружием в руках. Мы знаем о том, что в армиях средневекового периода количество маркитанток, следующих за войсками, доходило до половины численного состава. А во время боя маркитантки, умеющие обращаться с оружием, часто составляли значительный резерв, помогающий победить противника.
Так же и в древности в греческих войсках могли затесаться тамошние «кавалерист-девицы», ведь практически вся война амазонок была только с Афинами, возможно, в тот период, когда разница полов не имела большого значения. Вооруженные женщины могли находиться в качестве охраны, участвующей в сражении дочери царя или какой-то знатной женщины. Так во время боя, нарвавшись на женскую группу охраны, кто-то, спасаясь бегством от разъяренных фурий, мог подумать, что из них состоит вся армия.
У понтийского царя Митридата Евпатора, например, личная охрана состояла из женщин, которые хорошо владели оружием и могли находиться в обнаруженных захоронениях. Как было уже сказано выше, с мастерством и уверенностью могли обращаться с луком и дротиком жрицы из храма Артемиды, которые могли участвовать в военных действиях при нападении чужой армии.
Исследования продолжаются до сих пор. Например, на землях Украины, где жили амазонки, по мнению новых историков, могли жить другие племена.