Люди пообразованней и познатней, знакомые с политикой, властью и роскошью, конечно, не принимали все так серьезно, но использовали религию как универсальное средство управления людскими массами и их подчинение.
Насаждение всеобщего благочестия привело к зачаткам религиозного фанатизма, позже оно выльется в крестовые походы, затем в религиозные войны, Инквизицию и, как следствие от давления — возникшее сопротивление в форме Реформации и других еретических движений.
Но сначала появились пилигримы — безобидные странники к Святым местам в Палестине. Иерусалим, Святой город с Гробом Господа, манил богомольцев. Особо впечатлительные и благочестивые, запуганные священниками, не имели смысла в жизни, кроме как замаливать свои грехи. Многие уверяли себя, что возлюбили бога, а кто-то действительно проникся страданиями Христа и во что бы то ни стало хотел увидеть места, где жил и погиб Спаситель.
Люди толпами шли в Иерусалим. Образовались различные организации для охраны пилигримов и помощи им — орден Госпитальеров (Иоаннитов) и позже, уже после Первого крестового похода — орден Тамплиеров. Правда, Тамплиеры быстро забудут, для чего они созданы: алчность и жажда власти станут идолами рыцарей-храмовников под маской служения богу.
Вообще, движение пилигримов в Палестину началось еще давно — с III в. н. э. В то время странники шли в Святую землю осознанно, без манипуляций со стороны духовенства. Но это привлекло внимание церковников, стремившихся контролировать все сферы жизни людей и начались злоупотребления. Власть имущие во все времена искали и находили средства управления сознанием людских масс.
В XI в. церковное покаяние заменили пилигримством и согрешившие в наказание шли за прощением в Святую землю. Но не так просто было отправиться в паломничество по собственному желанию. Будущий богомолец должен был сначала получить разрешение епископа: вдруг он из праздного любопытства? Так не пойдет. Или работай и плати налоги, или служи примером истинного благочестия.
Получив посох странника из рук епископа и его благословение, пилигрим мог отправиться в путь. Своеобразный паспорт пилигрима давал последнему приют в тех монастырях, какие встретятся ему на пути, а также рекомендации остальным правоверным оказывать посильную помощь страннику. Со временем некоторые монастыри, особенно в проходных местах, подстроились специально для принятия пилигримов. Они назывались: госпиталь,
Пилигримы не имели никакой защиты в пути, кроме креста. Фанатично религиозные, они не боялись никакой опасности, порой даже не пытаясь ее избежать. Воспринимали все как ниспосланное свыше и неизбежное: испытаниям нельзя сопротивляться. Знатные люди тоже становились пилигримами, но отправлялись в путь часто в сопровождении свиты.
Наиболее известные сеньоры, предпринявшие паломничество к Святым землям — Роберт Фландрский и граф Барселонский Беренгард II (XI в.). Фулько Черный, граф Анжу, оставил в Палестине о себе хорошую память. Богатства позволяли графу раздавать щедрую милостыню. Бывший всю жизнь жестоким, вдруг, поддавшись голосу совести и общественному осуждению за свои деяния, граф Анжу отправился замаливать грехи. Дух благочестия действовал на всех: и на бедняков, видевших в вере единственное утешение своей убогой жизни, и на сеньоров.
У богатых пилигримов было, конечно, больше шансов вернуться на родину. Но бывало, что и они погибали в пути. Роберт Дьявол, герцог Нормандский, человек весьма суровый и беспощадный, закаленный в боях, отправился на богомолье, невзирая на то, что оставил малолетнего незаконнорожденного сына Вильгельма (будущего Завоевателя Англии) одного, в окружении враждебно настроенных баронов. Герцог домой не вернулся — он умер в Никее.
Если удавалось страннику прибыть живым к Иерусалиму, ему надо было отдать золотую монету за вход в Святой город. Откуда у наверняка ограбленного в пути бедняги золотой? Он и ел — не помнил когда в последний раз… Пилигриму оставалось бродить под стенами Иерусалима, ради которого он столько вытерпел, и не иметь возможности войти внутрь. Часто они так вот и погибали под стенами Святого города от голода, жажды или от рук особо нетерпимых к чужой вере мусульман. Однако, несмотря на такие трудности и опасности, пилигримов становилось все больше.
Для многих было счастьем умереть там, где закончил свой земной путь Спаситель. Если же странник возвращался домой, то становился примером для всех и наделялся особой святостью. Положение его становилось привилегированным.
Особенно много пилигримов уходило в паломничество в ежегодный праздник Пасхи. Целые толпы стекались в Иудею для празднования этого важного для христиан праздника. Но перед этим толпы проходили через страны, города и деревни. Порой для населения это становилось кошмаром, несмотря на миролюбивый настрой странников, люди их побаивались.
К примеру, в 1054 г. епископ Камбрэ Лиутберт отправился в путь в сопровождении трех тысяч пилигримов. В народе паломникам к святым местам, странствовавшим толпами, дали название — войска Господни. Как бы предугадывая вот-вот наступавшие времена крестовых походов, куда отправятся уже пилигримы-воины.