20 сентября 2014 года состоялась премьера спектакля «В ожидании Годо». Лауреат Нобелевской премии, выдающийся ирландский драматург Сэмюэл Беккет написал совсем не зрелищную пьесу. В ней всего пять персонажей. Основа декораций — камни, дерево без листьев и ветер, который, как и люди, не знает, что ему делать.
Трагикомедия повествует об ожидании, которое должно изменить жизнь людей. Оно принесет в их жизнь смысл, и появится цель. А пока?.. А пока они ждут Годо, который обещал появиться если не сегодня, то обязательно завтра. Скорее, завтра, чем сегодня. Но обязательно. Все завертится, и жизнь наладится. Ведь без смысла существовать очень трудно. И говорить становится не о чем. Хотя главные герои вместе уже пять лет. Их связывает время и ничего. Мучительный поиск цели привел на этот камень, куда обязательно придет таинственный Годо.
По замыслу драматурга все герои носят котелки. Это очень важно. Особенно тогда, когда детали становятся важнее главного. Кажется, что на сцене не происходит ничего. В этом главный замысел драматурга. Время топчется на месте и не сдвигается с него, потому что люди потеряли смысл существования. Конечно, можно повеситься. В евангелии описан способ повешения — как наказание и избавление от мучений. Но это мало что изменит. Разве что закончится ожидание. А пока оно есть, и еще что-то может измениться. В ожидание нужно верить. Оно единственное, что еще осталось.
Герои понимают, что они могут не дождаться господина Годо. Они не точно договорились о времени. Да и он, может быть, занят. Становится холодно, и нужно найти ночлег. Но столько времени его ждали и сейчас, когда осталось немного, просто так уйти и все бросить было бы глупо. Поэтому нужно принять решение, как быть дальше. И это только кажется, что, посоветовавшись, можно так просто прийти к решению. Ожидание — это трудное состояние, потому что… Потому что можно ничего не дождаться. И тогда смысл будет утрачен. Ожидание — последнее, что осталось…
Спектакль не зрелищный в конкретном понимании зрелища. Диалоги героев переливаются из трагедии в комедию, потому что на одно и то же можно посмотреть с разных сторон. Зритель то затихает, то всхлипывает от смеха. Он сострадает, понимая, как легко можно потерять смысл и как трудно, порой, найти его снова. Даже если внешне в жизни ничего не теряется.
И об ожидании. Сначала зрителю показалось, что от спектакля он ожидал большего. Психологические перебранки на фоне развалин человеческой жизни интересны, но лишний раз в них участвовать не хочется, потому что и без театра их достаточно. Но потом, когда в процессе спектакля ожидание приобретает особый жизненно необходимый статус, зритель понимает, что обрел на спектакле. Зритель осознает, что ожидание — это тонкая материя, которую нельзя утрачивать. Его нужно беречь и не отчаиваться, когда кажется, что смысла больше не осталось. Может быть, он сконцентрировался в этом самом томительно-спасительном ожидании. И тогда ожидание закончится хорошо.
Спектакль «В ожидании Годо» станет поводом к позитивной мозговой деятельности. И Годо завтра придет наверняка.