Сейчас мы говорим «библиотека Ярослава Мудрого», но на самом деле слово «библиотека» впервые появилось в XIX веке. А во времена Руси использовали слова «книгоположница», «книгохранилище», «книжная казна», «архив». Историки утверждают, что Ярослав создавал свою библиотеку. Именно создавал, а не собирал. При Софийском соборе работали переписчики, которые занимались переводом, написанием, переплетом и украшением книг. Сам князь знал несколько языков, поэтому предполагают, что он мог лично принимать участие в процессе создания некоторых книг.
До сих пор точно неизвестно, сколько книг хранилось в Софийском соборе. Летописи упоминают о «множестве» книг, но вот точной цифры не дают. Историки предполагают — от 500 до 950. Также сообщают, что их хранили в десяти дубовых сундуках, окованных железом. Каждую книгу писали на пергаменте, а для написания одной книги использовали кожу из стада телят или овец. После этого украшали серебром, золотом и драгоценными камнями. Для сравнения, на эти деньги можно было купить большой дом или 12 гектаров земли.
Ученые выдвигают разные версии по поводу судьбы библиотеки. Большинство историков считает, что после монголо-татарского нашествия часть библиотеки была разграблена, а часть разошлась по другим монастырям. Есть предположение о том, что некоторые книги попали в библиотеку Ивана Грозного, которая тоже бесследно исчезла.
Другие предполагают, что часть книг была передана в Киево-Печерскую Лавру. Об этом свидетельствуют данные путешественника и писателя Павла Алеппского, который посетил Киев в 1653 году. Он оставил сведения о том, что в Лавре есть много книг, в том числе пергаментных, которые были написаны около 500 лет назад. Но в 1718 году в Лавре случился очень большой пожар и монастырь очень сильно пострадал. Возможно, тогда же сгорела коллекция книг. Очевидцы сообщали о том, что огнем были уничтожены тысячи книг, огромное количество рукописей, настоящие грамоты князей. Утраты были невосполнимые.
Еще одна версия предполагает, что книги были спрятаны в пещерах на территории Софийского собора. Об этом заговорили после того, как в 1916 году возле собора случился обвал грунта. Археологи нашли вход в пещеру и записку, написанную на старославянском языке на березовой дощечке: «Кто найдет этот вход, тот найдет большой клад Ярослава». Ученые активно взялись за раскопки, но вскоре прекратили работу. Официальная версия — бесперспективность исследований. Сейчас на территории есть место, где находится вход в пещеры, но попасть туда практически нереально.
Высказывают мнение, что книги могли быть спрятаны в пещерах Зверинецкого, Выдубецкого или Межигорского монастырей. Но, несмотря на то что эти пещеры периодически исследуются, никаких особых ценностей там не находят.
Вряд ли мы приблизимся к разгадке тайны библиотеки Ярослава, но вот предполагают, что одна книга все-таки сохранилась. Когда французский король Генриха І попросил руки Анны Ярославны, ее начали собирать в далекую дорогу. Летописи сообщают, что среди ее приданого было несколько книг и рукописное Евангелие. Во время свадебной церемонии она положила Новый Завет на алтарь, и пара на нем дала присягу. Со времен средневековья оно стало известно как Реймское Евангелие, и французские короли принимали на нем присягу, начиная с Генриха ІІІ вплоть до Людовика XIV. Судьба книги была интересной и тоже полна загадок. Она до сих пор хранится в Реймсе в муниципальной библиотеке.
Сейчас о «книжной казне» напоминает только памятный знак, который находится на лужайке между входом в собор и Домом митрополита. Автором его был известный скульптор Иван Кавалеридзе. Это небольшой гранитный камень, на котором изображен Ярослав Мудрый и слова из «Повести временных лет: «В літо 6545. Сей же Ярослав, син Володимер, насея книжными словесы серца вєрных людей. Велика бо польза бывает чловєку од учення книжного».