Как группа PRODIGY убила рейв? Ко дню рождения Кита Флинта

Реклама
Грандмастер

Помню, как уже после первого посещения клуба, где гремела электронная танцевальная музыка, я зарёкся никогда больше на подобные «тусы» не ходить. Тот самый монотонный оглушающий луп, который вводил танцующих в транс, мне причинял почти физическую боль, одновременно вызывая скуку. В общем, никакого интереса подобная музыка у меня долго не вызывала… До тех пор, пока не появились PRODIGY…

Основатель и творческий мозг PRODIGY по имени Лиам Хоулетт клубный музон, разумеется, любил. В конце 1980-х в Британии как раз набирали популярность так называемые рейв-вечеринки, на которых Хоулетт, так сказать, диджействовал.

Может быть, Лиам так и остался бы одним из рядовых ди-джеев рейв-волны, не будь этот парень так чуток и открыт ко всему новому. Если я уходил с клубных вечеринок с головной болью, то наш герой, напротив — возвращался домой вдохновлённый и переполненный творческими идеями.

Реклама

Тут надо сказать, что именно диджеи-электронщики открыли в музыке эпоху постмодернизма — то есть брали готовые ингредиенты, смешивали их и получали новый коктейль. Диджей Джим Павьофф даже выложил на Ютуб ролик, где показал, как можно из исходных сэмплов «собрать» одну из самых скандальных композиций PRODIGY «Smack My Bitch Up». Но о «Smack My Bitch Up» чуть позже…

Переполненность собственными идеями заставила Хоулетта собрать свой коллектив. Коллектив был довольно необычен на фоне тех же рок-групп. Композитором и музыкантом в нём выступал исключительно Хоулетт. Остальные же участники поначалу просто танцевали, «зажигая» зал, во время живых выступлений группы — будь то Лирой Торнхилл, Кит Флинт или Максим Риэлити.

Реклама

Первым большим хитом PRODIGY стала композиция «Charly», где Лиам соединил тяжёлый напористый звук со словами… кота из обучающего детского мультика: «Всегда сообщите своей Мамочке прежде, чем Вы идете куда-нибудь». Этот сингл вышел в 1991 году и неожиданно стал № 3 в Британии. Журнал «Mixmag» даже разразился статьёй с названием «Чарли» убил рейв", видимо, подразумевая, что андеграундная музыка стала попсой.

Рейв, конечно, не умер — напротив, благодаря PRODIGY, стал ещё более модным.

Материал дебютного альбома «Experience», несмотря на изобретательность, не выходил ещё за рамки традиционной клубной музыки. И к чести Хоулетта, он не стал эксплуатировать успех «Charly», а продолжил развиваться, вплетая в своё творчество элементы самых разных стилей.

Реклама

Лиам Хоулетт:
«У меня просто голова кругом пошла от того, сколько появилось новой музыки, и здесь было чему поучиться. Мне захотелось бросить все эти скоростные хип-хоповые семплы и начать писать музыку совсем по-другому».

Результатом экспериментов стал второй альбома PRODIGY, помпезно названного «Music for the Jilted Generation» («Музыка для потерянного поколения»). Чего тут только было не намешано — брейк-бит, эйсид-хаус, техно, хардкор, хип-хоп… Тут же стало ясно, что Хоулетта всё больше прельщает мрачная и агрессивная музыка.

Этот альбом 1994 года, в котором, как и в первом, собственно песен (от слова «петь») и не было, произвёл настоящий фурор в музыкальном мире, заняв в Британии 1-е место. Стало ясно, что электронная дэнс-музыка вышла из коротких штанишек простого «бумц-бумц». Авторитетное издание «NME» даже назвала Лиама «Робокопом и Бетховеном в одном лице». Следующий альбом PRODIGY ждали уже с напряжённым вниманием…

Реклама

И группа не разочаровала. Лонгплей «The Fat of the Land» («Жир земли») — с грозящим клешнёй крабом на обложке — возглавил хит-парад не только в Британии, но и в США. Музыка стала ещё тяжелее и агрессивнее — с явным уклоном в сторону рока. И наконец случилось непредвиденное — танцоры PRODIGY… запели.

Началось всё с того, что Хоулетт написал зубодробительную жутковатую композицию, по привычке попользовавшись сэмплами. Гитарный эффект «вау-вау» Лиам почерпнул у BREEDERS, а выкрики «Хэй!» у ART OF NOISE (группы будут указаны в качестве соавторов). Но неожиданно нарисовался ещё один соавтор.

Лиам Хоулетт:
«Всё получилось абсолютно случайно. „Firestarter“ был хорошей инструментальной композицией, но я знал, что в ней не хватает какой-то зацепки. Кит услышал запись и сказал, что она злая и он хочет под нее танцевать на сцене. Он сидел и вдруг сказал: „Я бы спел здесь“».

Реклама

«Firestarter» был подкреплён видеороликом, снятом на заброшенной станции лондонского метро. Забавно, что в клипе не было ни секса, ни насилия. Но новый образ Кита Флинта, напоминающий кривляющегося клоуна из киноужастика, в сочетании с музыкой и текстом («Я поджигатель, извращенный поджигатель,/ Я подонок, которого ты ненавидел, отупевший от мерзости») был настолько жутким и отталкивающимся, что на BBC посыпались возмущённые письма с требованием убрать видео из эфира — подальше от детей. Вот характерный отрывок из письма: «Этот молодой человек явно нуждается в срочном медицинском обследовании».

Многие восприняли текст песни прямолинейно, хотя Флинт изначально писал этот текст о себе, точнее — своём нахождении на сцене. Именно в этом плане он являлся «поджигателем» (или по-нашему «зажигателем»).

Реклама

Впрочем, ничто не помешало песне стать хитом № 1. Более того — на церемонии открытия Летней Олимпиады 2012 в Лондоне «Firestarter» звучал как британский символ музыки 1990-х.

Настоящим электронным панком стал второй сингл и второй хит № 1 с альбома «The Fat of the Land» — «Breathe» («Дыхание»). Недаром в вокальном плане Флинта часто сравнивали с Джонни Роттеном из SEX PISTOLS. Кстати, в этой композиции запел и другой танцор PRODIGY — Максим Риэлити.

Собственно, и клип на «Breathe» строился вокруг агрессивного противостояния Кита и Максима, где одна только стена мешала перерасти перебранке в потасовку. Это видео вышло ещё более пугающим, чем «Firestarter»: кроме двух параноидальных «фриков», в нём присутствовали другие «приятные» персонажи — вроде тараканов, сколопендры и целого крокодила, который ползал по постели Лиама.

Реклама

Но самый шокирующий клип был у PRODIGY ещё впереди. Началось всё с того, что Лиам сваял из нескольких сэмплов композицию, на всём протяжении повторялось лишь две строчки: «Change my pitch up, Smack my bitch up», позаимствованные из песни «Give The Drummer Some» хип-хоперов ULTRAMAGNETTIC MCs. Однако и этого текста вполне хватило, чтобы обвинить PRODIGY в том, что они призывают бить женщин. Хотя на самом деле под словом bitch подразумевалось сленговое наркоманское название центральной вены. А смысл песни можно было перевести как «Сделай так, чтоб меня торкнуло». Что, в общем-то, тоже не шибко хорошо…

В итоге Лиам решил, что раз песня кажется настолько неприличной, пусть видео будет ещё более шокирующим. Несмотря на чрезмерную брутальность, замысел клипа на «Smack My Bitch Up» был блестящим.

Реклама

Всё происходящее в нём мы видим как бы от лица главного персонажа. Кажется, клип вобрал в себя все возможные аспекты неприличного поведения: главный герой бухает, нюхает кокаин, блюёт, дерётся и буянит, пристаёт ко всем женщинам, пока не снимает в баре стриптизёршу, в невменяемом состоянии едет с ней домой, где занимается сексом. В конце, когда у зрителя в голове уже сложился образ быдловатого мужлана, мы неожиданно видим главного героя в зеркале, и он оказывается… женщиной. Вот так PRODIGY отомстили нападкам феминисток…

В первом варианте видео был показан ещё и врезавшийся в столб автомобиль, но тут разбилась принцесса Диана, и сцену пришлось вырезать. Если к этому добавить наличие самой откровенной обнажёнки, то становится понятным, почему клип запретили к показу почти на всех каналах. Лишь одна «свободная» страна прокрутила «Smack My Bitch Up», хотя и после полуночи, зато полностью и без всякой цензуры. Нетрудно догадаться, что это было российское MTV…

Реклама

Что касается PRODIGY, то они живы и здоровы, по-прежнему, выступают и выпускают альбомы, непохожие на предыдущие. И хотя горячей любви к их творчеству в целом я не испытываю, всегда слежу за экспериментами этой группы с интересом и уважением.

P. S.: Ссылки на сами песни см. в 1-м комментарии к статье.

Реклама