Какова историческая миссия творческой интеллигенции?

Реклама
Профессионал

В любом государстве есть свои творческие люди, которые снимают фильмы, пишут книги и стихи, сочиняют музыку, выступают на телевидении, ведут блоги во Всемирной сети, и даже люди, занимающиеся обзорами различных фильмов (и прочее). Какова же их роль в современном обществе? Должна ли быть у них высокая цель?

А должны ли они вообще что-то тому обществу, в котором живут? Они же и так «снимают кино, пишут книги и прочее». Может, их просто оставить наедине со своими творческими делами? Как говорится, «искусство ради искусства» — это именно та истина, что должна быть… Или нет? Может, просто пусть эти люди занимаются своими делами без всякого контроля, набирая рейтинги на ТВ, в блогах и YouTube? Что касается творчества, то здесь больше вопросов, чем ответов, чётких и понятных.

Популяризация любого творческого коллектива или отдельного персонажа может условно включать следующие этапы: зарождение идеи (музыкальной, культурной, социальной, провокационной и т. д.), создание первого продукта или серии продуктов по обозначенной идее (или нескольким принципиальным идеям), постепенное «заражение» этой идеей некоторого количества людей, разрастание «эпидемии», формирование ядра поклонников, вовлечение более широких масс людей, «восседание на троне славы» и пользование всеми преимуществами популярности (платная реклама

Реклама
и т. д.).

Любая популярная личность или коллектив, по сути своей, являются некоторым, влияющим на общество в целом или отдельные его категории, фактором. Там же, где есть фактор влияния на массы, должна присутствовать ответственность. И ответственность эта должна быть на довольно высоком уровне, так как для многих поклонников слова их кумиров являются не то чтобы непререкаемой истиной, но довольно весомы. Вполне логично, не правда ли? А все ли современные медийные персоны (блогеры, музыканты, актеры и т. д.) ответственны перед обществом, в котором они живут?

Непроверенная информация, игра на внутрисоциальных конфликтах, излишняя категоричность в публичных заявлениях, необдуманная и резкая критика в адрес различных социальных групп, нейтральное окрашивание безусловно отрицательных явлений — это далеко не полный список «небольших» грешков как известных, так и набирающих популярность медийных персонажей. Ясное дело, что часто подобные действия преследуют только одну конкретную цель, а именно — набор очков популярности. Но стоит ли популярность одного человека (или целого коллектива) тех последствий, что могут наступить для других людей в результате такой PR-акции?

Реклама

Сделаем небольшой промежуточный вывод. Люди креативные могут набрать популярность за счёт провокационных заявлений (и такое, сами знаете, случается), а популярность легко конвертируется в денежные средства за счет рекламы (скрытой или прямой). Итого, получается такая забавная цепочка: «креативная личность→скандал/провокация→деньги». И ладно, если провокация не найдет достаточного резонанса и не выплеснется через край. А является ли такой заработок оправданным? Не излишне ли личная выгода возвышается над интересами общества, которое, как известно, развивается в конструктивном русле только при минимальных волнениях?

Есть и другой аспект, связанный с творчеством, продвигаемым в массы. Он состоит в качестве предоставляемого информационного продукта. Под качеством понимается такое воздействие, которое подразумевает повышение нижней планки культурного уровня. Что это значит? А значит это следующее (по пунктам и в примерах):

Реклама

1) мягкое подталкивание к здоровому образу жизни;
2) утверждение идей гуманизма и уважительного отношения;
3) «привитие» более глубокого понимания и любви к своей истории;
и т. д.

Для чего это нужно? Ответ заключается в простом примере. Что будет, если поместить культурного человека в компанию менее культурных людей (чаще ругаются матом и т. д.)? Станут ли люди из этой компании более культурными? В редких случаях станут, но чаще всего более культурный человек подстраивается под общий уровень коллектива. Особенно ярко такая закономерность проявляется среди молодёжи. Взрослые, состоявшиеся люди менее «внушаемы», но и среди них нередко встречается феномен «нижней культурной планки».

В сухом остатке выходит следующее:

1) ответственность;
2) культурное просвещение.

Вроде банальные вещи, но всегда есть причины о них напомнить.

Дальнейшие выводы и умозаключения — исключительно на ваше усмотрение, уважаемые читатели.

Реклама