Как приготовить центон?

Реклама
Грандмастер

Прежде всего: что такое центон? Это нечто, похожее на солянку: понемножку мяса разных сортов, крепкий бульон и всякие добавки по вкусу.

ЦЕНТОН — (от лат. cento — лоскутное одеяло) — 1. Жанр, популярный в поздней античности и представляющий собой мозаику цитат (см. ЦИТАТА). 2. Стихотворение, целиком составленное из строк (цитат) других поэтических произведений: «Выхожу один я на дорогу, // В старомодном ветхом шушуне. // Ночь тиха, пустыня внемлет богу, // Не грусти так шибко обо мне»; «Однажды, в студеную зимнюю пору, // Сижу за решеткой в темнице сырой. // Гляжу, поднимается медленно в гору // Вскормленный в неволе орел молодой. // И, шествуя важно, в спокойствии чинном, // Мой верный товарищ, махая крылом, // В больших сапогах, в полушубке овчинном // Кровавую пищу клюет под окном».

Реклама

Эффект центона основан на совпадении или контрасте нового контекста с контекстом-источником.

Итак, вы хотите сделать солянку (т.е. центон). Прежде всего, подберите ингредиенты: стихи или прозу, которые вас обворожили настолько, что вам захотелось сделать из них что-то особенное.

Необязательно это должно быть нечто возвышенное, вовсе нет. Но желательно, чтобы это вас трогало, впечатляло, взбутетенивало, наконец.

Когда исходные материалы подобраны, и ясны сюжет и фабула, нужно выполнить некоторую техническую работу. Она состоит в том, что ваше произведение — стихотворение — должно иметь определенный размер и ритм. И вам предстоит все отрывки привести (выражаясь математическими понятиями) к общему знаменателю. Можно, конечно, использовать и разноразмерные стихи, но это несколько портит впечатление: мол, автору не хватает мастерства. Неважно, действуйте.

Реклама

Итак, определение размера стиха. Поставьте во всех составляющих ударения и пронумеруйте ударные слоги. Например: бУря мглОю нЕбо крОет (1, 3, 5, 7).
Посчитайте заодно общее количество слогов в каждой строке. И так для каждой составляющей центона.

Теперь пытайтесь все привести к одному размеру. Если вам это удалось — центон готов. Да, не забудьте про рифму. Белый стих не приветствуется.

Пример:
Восточная мозаика

Любимая вошла ко мне в шатер,
И птица сердца в клетке заметалась…
Над нами крыша — небо, звезд костер
И стены — кипарисы зашатались…

Над нами знамя вечное — любовь!
Она меня рукою обнимает,
Ласкает меня страстно вновь и вновь
И так в моих объятьях засыпает.

И стан ее, как пальма, предо мной,

Реклама

И волосы, как овцы с гор бегущие,
Соски — как двойня серны молодой
Меж лилиями белыми идущая…

Блаженство несравнимое, отрада
Как спит моя любимая смотреть!
И нет мне в жизни от любви пощады,
Ибо крепка любовь моя, как смерть!

24.04.1988.

В стихотворении использованы несколько литературных произведений:

1. «Дипломат» Джеймса Олдриджа
2. «Песнь песней» Соломона
3. «Дон Жуан» Байрона

«Дипломат» Олдриджа

«Любимая вошла в мой шатер, и птица моего сердца в смятении»
«Песнь песней» Соломона

«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!» (1,14)
«Кровли домов наших — кедры, потолки наши — кипарисы» (1,16)
«Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь(2, 4)
«Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» (2, 6)

Реклама

«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные под кудрями твоими; волоса твои, как стадо коз, сходящих с горы Галаадской…»
(4, 1).

«Два сосца твои, как двойня молодой серны, пасущиеся между лилиями» (4, 5)

«Этот стан твой похож на пальму…» (7, 8)

«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь…» (8, 6)

«Дон Жуан» Байрона (перевод Татьяны Гнедич)
Младенец нежный, на огонь взирающий
Иль матери своей сосущий грудь;
Молящийся, икону созерцающий,
Араб, сумевший щедростью блеснуть,
Пират, добычу в море настигающий,
Скупец, в сундук сующий что-нибудь, —
Блаженны, но блаженство несравнимое
Смотреть, как спит создание любимое!

Пробуйте, у вас непременно получится!

Реклама