Хотя идея та же — хранилище чего-то. Только «магазин» оружия содержит боеприпасы, а раньше так называли продовольственный склад. Или промежуточный склад между основным магазином и армией. Кстати, еще склады (вероятнее, крупные, стационарные) назывались гарнизонами. Там могли располагаться и войска, на которые и перешло нынешнее значение слова.
Постоянное войско, содержащееся в мирное время, появилось в Новые века. Массовые армии возникли раньше (швейцарская пехота в 15 в.; английские лучники, фламандцы, гуситы еще раньше). Но это еще ополчение, после войны расходившееся по домам. И в оборонительных войнах на своей территории снабжение обеспечить проще. А в походах армию или снабжают, или она живет за счет населения. Чаще грабит. Чтобы заставить солдат платить за снабжение, нужна иная дисциплина!
На своей территории население часто обязывали содержать размещенное по домам войско, облагая остальное население налогом на его содержание. Например, при Петре I. А в Пруссии воинские части нередко были «градообразующими предприятиями».
Но вернемся к магазинам.
Прочность цепи определяется слабейшим звеном. Скорость продвижения армии прямо зависит от возможностей снабжения. Голодным не повоюешь! Когда за армиями шли огромные обозы, темп движения был соответствующим. А как без обоза? На своей территории можно наладить питание за счет населения, и то не всегда. На чужой — пограбить, пока есть что. А снабжение боеприпасами? Когда наполеоновские солдаты стали носить часть запасов на себе, скорость разом возросла. А еще в 17 в. французская армия с лучшей организацией тыла могла начинать весенние кампании раньше противника.
Как? За счет заготовки и подвоза фуража. Соперники же ждали появления травы.
Вершиной же стала выработка так называемой пятипереходной системы. Пожалуй, расцвета она достигла в Пруссии Фридриха II. На расстоянии 3-х дней пути от основного склада муки и 2-х дней от войск устраивали пекарни. К ним везли муку, дальше — хлеб. Расстояние ограничено сроком хранения хлеба, временем погрузки-разгрузки, необходимостью иметь на подводах запас еды и фуража на дорогу туда-обратно. Вот и 5 переходов!
Повторю: это вершина системы снабжения! Система просчитанная и совершенная. По крайней мере, лучшей при тех технических возможностях не придумали!
Организовывали и транспорт по рекам. Но все ухищрения позволяли при необходимости, разово, удлинить расстояние максимум до 7 переходов. И то пруссакам с их организацией и выучкой!
Для войн требовалось вначале организовать снабжение. Заложить склады, подтягивать тыл к армии по мере продвижения. Было выгодно, не давая больших сражений (чреватых большими потерями обеих сторон из-за специфической тактики), нарушать чужие коммуникации. И в 18 в. достигло вершины искусство маневренной войны, сковывания противника. Отрезанная от снабжения армия теряет боеспособность и вынуждена возвратиться для защиты тыла.
Да и сохранить в тайне такую подготовку к кампании трудно. И движение армии ограничивается развертыванием тыла. До железных дорог дальнее снабжение могло осуществляться, пожалуй, лишь по рекам.
Следующий этап развития систем снабжения связан с революционной и наполеоновской Францией. Роль сыграли новая психология, плюс прогресс в сельском хозяйстве и распространение посевов картофеля.
Стремительное продвижение Наполеона в 1812 г. вначале обеспечивалось обозом (20-дневный запас муки и хлеб в ранцах на 4 дня), затем император планировал перейти на реквизиции. Кампания предполагалась короткой и, видимо, допускалось, что обозы отстанут. Это было нормой для новой французской армии. Еще в революцию, при изрядном бардаке в тылу, пришлось искать новые способы снабжения. Только люди были другими. Не грабителями-наемниками времен перехода к государственному снабжению, а куда более сознательными
Одновременно и отступающая русская армия испытывала недостаток в продовольствии. Снабжение нарушалось, многое доставалось врагу или уничтожалось. Прибегли к активной помощи населения; реорганизовали, существенно увеличив штаты, систему снабжения.
В итоге при контрнаступлении снабжение велось из заранее организованных магазинов. С переходом границы перешли в основном на централизованные закупки через местную администрацию. Реквизиции при необходимости (небольшие и контролируемые) бывали лишь во Франции. На правах победителя. Но в основном продовольствие русскими частями закупалось! Если и это не помогало, использовали магазинные запасы.
Обычно в военной истории всех интересуют походы, сражения, подвиги… Максимум, тактика и стратегия. Организация же, формирование и комплектование армии часто недооценены. О тыловом обеспечении просто забывают… А повоюй-ка голым и голодным! Произошедшее с армией Наполеона ясно это иллюстрирует. Кстати, существенный недостаток фуража французы ощутили еще при наступлении, дойдя до Смоленска!
Нет, не зря опытнейший вояка Фридрих Великий говорил: «Не я здесь командую, а хлеб и фураж»…
Не зря в итоге войны система снабжения (как оказалось, до того недооцененная) была в русской армии во многом переосмыслена и реформирована. Но в целом, суть магазинной системы сохранялась, кажется, до появления в середине 19 в. развитой сети железных дорог. Была создана новая система складов, но и здесь из баллового склада продукты подтягивались к меньшим складам на узловых пунктах, содержащим 5−6-дневные запасы. Отсюда железнодорожными и речными путями довольствие поступало к действующей армии; последний этап пути преодолевался гужевым транспортом.
Как хотите, а мне все это продолжает напоминать все туже старую магазинную систему! Пусть уже и далеко не пятипереходную!