К примеру, ношение женщинами брюк, сожительство пар без официальной регистрации брака. Но есть и обратные моменты — когда что-то ранее считалось абсолютно нормальным явлением, а сейчас считается чем-то, хоть и не однозначно плохим, но все же не совсем приличным и часто осуждается за глаза.
К примеру, брак по расчету. Изначально супружество было скорее из области социально-экономических отношений, чем межличностных романтических. К примеру, «жениться на приданом» невесты было нормально, а сейчас это вызывает насмешки в духе «ложишься под ее родителей». Или наоборот — родителям спросить при сватовстве жениха, мол, на какие деньги содержать жену-то собираешься? Сейчас же делать это в открытую, прямым текстом, считается не комильфо, потому что «главное — любовь, чувства», и брак по расчету — не только по денежному, но и, в принципе, рассудочный, а не эмоциональный выбор партнера стараются камуфлировать.
Подобная ситуация складывается и с женщинами, посвятившими себя семье, детям и мужу. Раньше это было повсеместной нормой, но сейчас это воспринимается многими как пережиток прошлого. Кто только их не осуждает! Феминистки — за то, что зависит от мужчины, апологеты женственности — за то, что уделяет много времени готовке и уборке вместо похода в салон красоты, а покупку вещей ребенку предпочитает платью для себя, мужчины же обычно считают, что те — «клуши», и поговорить с ними не о чем.
Также сейчас становится все более осуждаемым явлением проживание взрослого человека или молодой пары вместе со старшим поколением. Когда-то это было естественно и положительно — всё же дополнительная помощь по хозяйству и уход за стариками, но сейчас живущий с родителями человек вызывает подозрения в инфантильности, лени и крайней несамостоятельности в быту. В голове у людей рисуется картинка некого человека не от мира сего, нигде не работающего и ночами играющего в компьютерные игры (разумеется, с пожилой мамой, несущей ему к клавиатуре тарелочку с едой, где-то на фоне).
Подобную реакцию вызывает и воцерковленность, только с другой «картинкой». Полное соблюдение всех религиозных предписаний, обрядов и воспитание детей в духе своей веры часто вызывает у современных людей как минимум отторжение, несмотря на насаждаемую внешнюю, «показушную» религиозность. Последняя проявляется в том, что Рождество воспринимается только как хороший повод для того, чтоб собраться с родными и обменяться подарками, Пасха — собраться с друзьями на природе, пост — чтоб похудеть, а детей крестят потому, что «так принято».
На подобном счету оказывается и многодетность. С одной стороны, приходится слышать с экранов телевизоров о том, что многие нации становятся старыми, о демографических проблемах и том, что дети — наше будущее. Но в бытовом общении реакция обычно противоположная: «зачем столько?!» Обычно, когда говорят «многодетная семья», многие представляют себе неких маргиналов, которые рожают детей для того, чтобы жить на пособия, и ими абсолютно не занимаются. А когда-то то, что сейчас мы называем многодетностью (обычно это — больше двоих детей в семье), было совершенно обычным делом. Рожали много детей, не все из них доживали до взрослого возраста, но все же сказочное «было три сына» не воспринималось как «понарожали».
Иное отношение было и к болезням. Сейчас считается, что богатый человек, представитель привилегированного класса общества, обязательно пышет здоровьем, а бедный — страдает от множества недугов, потому что не может себе финансово позволить лечение. Раз человек богат, он должен «лепить» себе идеальное, по современным нормам красоты, тело, правильно питаясь и проводя время в спортзалах. То есть тело воспринимается таким же статусным предметом как, скажем, часы, автомобиль или сумка. Человек, не увлекающийся поддержанием себя в форме, в подобных кругах воспринимается как минимум с удивлением. Но когда-то было и наоборот! Болезненность (пускай и мнимая) давала понять то, что человек может себе позволить такую роскошь, как тратить деньги на врачей.