«На этом „банкетике“ (маленьком банкете) изображен не только внушительный пирог с индюком, но и некоторые другие блюда и напитки, которые часто изображаются в натюрмортах: бокал вина, устрицы, наполовину очищенный лимон, кулечек, свернутый из книжной страницы и наполненный перцем»
Изумительная картина! Каждый предмет — как отдельное полотно! Неисчислимое количество деталей, которые делают плод воображения автора документом.
Перед нами покрытый белой скатертью стол. Богатый стол. Набор блюд, посуда — все не рядовое. Тщательно отделанный кувшин с фигурным носиком, затейливой крышкой и витой ручкой, в котором отражается нарезанная булочка, тарелка с очищенным лимоном и что-то еще. На фарфоровой китайской тарелке (которая могла быть сделана в Дельфте) лежат крупные зеленые маслины, рядом стоит бокал с белым вином. Перед зрителем на серебряной тарелке лежит открытый пирог, на корочке которого — массивная серебряная ложка.
Пирог — сладкий, присыпан сахарной пудрой, внутри лежит кружочек не то лимона, не то апельсина, рядом какой-то темный шарик, похожий на сливу. И тут же темные комочки — что-то вроде изюма. Вся остальная масса напоминает пшеничную крупу (хотя чем тогдашние повара наполняли такие пироги — неизвестно).
Ближе к зрителю — разрезанная пышная белая булочка, очищенный и нарезанный кружочками лимон, орешки — грецкие и волошские.
Чуть правее — пищевая симфония начинает набирать мощь: нож с резной костяной рукояткой (на лезвии — автограф художника), блюдо с устрицами, бокал «наутилус», тарелочка со специями (соль и перец, перец — в бумажном кулечке). В большом китайском блюде — виноград, срезанный с куста вместе с побегами и листьями, яблоки. И вершина кулинарного мастерства, коронное блюдо праздничного стола — пирог с индюком на крышке-корочке (индюк — чучело, применялось специально в таких случаях).
Об авторе этой картины известно мало: родился в 1597 году в Берхеме, Нидерланды, умер в 1661 году в Харлеме. Был женат, родил сына Николаса, который потом стал известным пейзажистом. Писал «банкеты», натюрморты с символикой «все проходит» (свечи, черепа, часы и прочее).
Этот натюрморт едва ли не самый роскошный из его произведений. И самая роскошная вещь в этой картине — кубок «наутилус». Из колоколообразного основания поднимается вверх стержень, на котором покоится раковина моллюска. Вокруг стержня — четыре крылышка (если их можно так назвать), поднимающихся до ложа раковины. На крылышках — цветы. Ложе образовано четырьмя полосками, выполненными в виде цепочек, в сочленениях которых — цветочные розетки. Край раковины обрамлен золотой обечайкой, из зауженных концов которой поднимается дуга, огибающая тело раковины. В навершии дуги, куда приходит одна из цепочек, — шар, над ним развевается золотой парус. На парусе есть еще что-то, похожее на человеческую фигуру, но разглядеть ее не удается. Можно ли пить из этого сосуда — вероятно, можно.
Красиво, ничего не скажешь. И даже хочется накрыть такой стол дома сегодня. Только тут возникает вопрос: а для кого был накрыт стол на картине? Рюмка — одна, нож — один, ложка — одна. Кто-то все-таки побывал за столом и полакомился сладким пирогом, запив его половинкой бокала вина. Может быть, готовился прием, а ребенок не вовремя наведался к столу и не только нарушил строгий порядок, но и приобщился к взрослой жизни, пригубив вино. Сомнительная версия, потому что устрицы открываются почти в момент потребления. Скорее всего, все это было нарисовано просто потому, что так получается милая сердцу художника картинка.
Однозначно следует, что и как ели в те времена: устрицы ели с лимоном и запивали белым вином, ели пышные булочки и сладкие пироги, посыпанные сахарной пудрой, ели мясные пироги, украшенные чучелом индюка (а в особо торжественных случаях — павлина). Чем пользовались: серебряными тарелками и ложками, фарфоровыми блюдами, на которые выкладывали фрукты… Ничего не скажешь, очень аппетитно и красиво! Ну, почти как сегодня…