Я не был знаком с этой страницей Великой Отечественной, слышал, конечно, что Нижний был удостоен почетного звания «Город воинской славы», но как-то не задумывался за что. Тут же, у памятного знака, пришлось призадуматься. По возвращении домой ознакомился со специальной литературой, а также с опубликованными воспоминаниями ветеранов, во многом разобрался и убедился, что со всем этим должны познакомиться и другие…
Уже в январе 1941 года на совещании у Гитлера по плану «Барбаросса» Франс Гальдер, в то время начальник штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта, сделал доклад, основной идеей в котором была следующая формула успеха, с его точки зрения: «Быстрота. Никаких задержек. Не ожидать железных дорог. Достигать всего, используя мотор». В это же время было намечено: сразу же после захвата Москвы, во второй половине сентября, начале октября 1941 года немцы должны вступить в Горький, причем планировалось использовать автодороги, ведущие к городу с запада — Московское шоссе и трассу Горький-Муром, которая была построена, как будто специально, в 1941 году.
Стремительное продвижение фашистских войск по нашей территории в первые месяцы войны заставило руководство страны принимать экстренные меры по защите Горького. Почему Горький надо было защищать изо всех сил, наверное, не надо никому объяснять. Все тот же Гальдер 17 декабря 1940 года в своем знаменитом «Военном дневнике» делает такую запись о размещении советской оборонной промышленности: «32 процента Украина, 28 (особенно авиапромышленность) — в районе Москвы и Горького, 16 процентов — в районе Ленинграда, остальное — на Урале и Дальнем Востоке». На этом основании Гальдер делает вывод, что захват Украины, Ленинграда и Москвы с Горьким сделает страну неспособной к дальнейшему сопротивлению.
В ноябре 1941 года началось беспрецедентное грандиозное строительство рубежа обороны города. Около 350 тысяч горьковчан, в том числе 150 тысяч рабочих и учащихся, зачастую вручную лопатой и ломом, сделали почти невозможное. За два месяца на дальних подступах к городу, в лесах и полях было выполнено 12 миллионов кубометров земляных работ. Сами по себе эти цифры ни о чем непосвященному человеку не говорят. А вот в сравнении с другими аналогичными — это другое дело. Так вот, все знают такое грандиознейшее сооружение, как Беломоро-Балтийский канал, там было 20 миллионов кубометров. То есть рубеж обороны Горького оказался меньше одной из самых крупных в мире судоходных рукотворных водных систем всего на 40%, при этом следует учесть, что канал строился 20 месяцев, а рубеж всего 2. Другой пример: крупнейшее ирригационное сооружение в Советском Союзе — Большой Ферганский канал — строился тоже около полутора лет, а объем земляных работ почти сравним с рубежом обороны.
Кроме осуществления земляных работ вокруг Горького было заготовлено около 100 тысяч кубометров камня и 300 тысяч кубометров леса. Протяженность оборонного рубежа составила 1134 километра, было возведено 1116 дотов и дзотов, 1026 землянок, 114 командных пунктов. Все танкоопасные направления были перегорожены надолбами, стальными «ежами» или завалами. При этом следует учесть, что часть работ проводилась в зимний период, а все знают, что зима 1941−42 годов была очень и очень суровой. Все эти цифры беспристрастны, но весьма красноречивы.
В 2010 году началась массовая патриотическая акция, посвященная строительству рубежа обороны. Десятки школьных экспедиций прошли по бывшему рубежу, на всех его пересечениях с автомобильными дорогами были установлены памятные знаки.
Вот к одному из таких знаков мы и свернули с трассы. Этот знак около села Богоявление был установлен 27 октября 2011 года. Чин освящения знака совершил иерей Владимир Сергеев. На церемонии открытия присутствовали официальные лица, военнослужащие, школьники, ветераны Великой Отечественной войны и все те, кого можно назвать одним старинным русским словом — гости. На церемонии играл оркестр военнослужащих срочной службы Дальнеконстантиновского гарнизона.