Звартноц - что это за храм Бдящих Сил?

Реклама

В 15 км от Еревана расположен один из самых загадочных храмов Армении — Звартноц, храм Бдящих Сил или Небесных Ангелов. Его еще называют Сурб Григор — считается, что здесь в течение некоторого времени хранились мощи Св. Григория Просветителя. Сейчас можно увидеть лишь частично отреставрированный первый ярус храма. Что в нем загадочного?

Необычны само название и конструкция — Звартноц отличается от других армянских церквей.

В 642 году католикос Нерсес над темницей Хор Вирап построил часовню, напоминающую Звартноц. Может, он хотел убедиться в том, что конструкция будет устойчивой? Строительство Звартноца только началось.

Согласно очевидцу строительства храма, армянскому историку Себеосу, католикос Нерсес III Строитель в 641 году основал Звартноц на месте встречи царя Трдата с освобождённым из ямы Хор Вирап Григорием Просветителем. Нерсес планировал перенести свою резиденцию из Двина в Вагаршапат. Весь архитектурный ансамбль был завершен в 660 году.

На церемонии освящения храма в 652 году присутствовал византийский император Констант II. Он был восхищен храмом и пожелал построить такой же в Константинополе. Однако его замыслу не суждено было осуществиться — зодчий Звартноца умер на пути в Константинополь.

Реклама

Храм был разрушен землетрясением в 930 году. Со временем на месте развалин образовался огромный холм, из которого выглядывали остатки четырех пилонов (входов). Монах Хачик Дадьян в 1901 году начал раскопки храма. В 1904 году к раскопкам приступил архитектор Торос Тораманян. Изучив руины, Тораманян составил план реконструкции Звартноца. Были раскопаны развалины храма, патриаршего дворца, жилых помещений католикоса и винодавильня.

Несколько лет спустя экспедиция Н. Я. Марра в городе Ани откопала статую царя Гагика, в руках которого была миниатюрная модель храма Звартноц. Изображение Звартноца обнаружено на барельефах церкви Сен Шапель в Париже.

По реконструкции Тораманяна храм представлял собой круглое трехъярусное сооружение с куполом. Общая высота храма — 49 метров, диаметр нижнего яруса — 35,75 м. Вся конструкция опиралась на четыре мощных колонны двадцатиметровой высоты. Храм стоял на многоступенчатой площадке. В церковь вели пять входов.

Реклама

В плане храма равносторонний крест, вписанный в круг. Первый ярус Звартноца — тетраконх (4-лепестковый план) с 6 колоннами по полукругу каждого лепестка. Колонны, увенчаны капителями и связаны друг с другом арками. За каждым полукругом стоит по одному столбу с капителью, на которой высечен орел с распростертыми крыльями — все орлы разные. Эти колонны, связанные между собой и серединой полукруга сводами двоякой кривизны, создают монолитное кольцо — на нее опирался второй ярус.

У алтарной апсиды (полукруглый выступ, перекрытый полукуполом) — высокое возвышение, впереди — крестильная купель. Сзади к апсиде примыкало квадратное помещение — ризница, из которой по лестнице поднимались в коридор, шедший по верху первого яруса. Восточная сторона храма — полукруглая сплошная стена с мозаиками и фресками. Пространство между крестом и внутренней стеной заполняла двухэтажная галерея. Снаружи массивная стена из 64-х граней. Второй ярус церкви состоял из 32-х граней, сквозной с трех сторон, его стены опирались на шесть мощных колонн. Третий ярус — высокий многогранный купол.

Реклама

Звартноц имел богатое убранство. Стены первого яруса снаружи оформлены пристенными аркадами на парных полуколонках, которые украшены искусной резьбой по камню: виноградная лоза и погрудные изображения строителей с инструментами. Над арками шел орнамент с гранатами и гроздьями винограда. Под одним из портретов читается надпись «Ованес». Возможно, это имя и портрет зодчего храма.

При строительстве Звартноца мастера использовали серый, черный, фиолетово-коричневый и рыжий туф. Для облегчения веса сводов использовался дутый обсидиан. Кровли были из красноватой черепицы.

В 2000 году руины храма и территория вокруг него включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Зодчий

Реклама
Трдат в 1001—1010 гг. в городе Ани построил копию Звартноца: храм св. Григория (Гагикашен). Влияние Звартноца чувствуется во многих храмах Армении: в Аруче, Егварде, Талине, в монастырях Хцконк и Мармашен. Современные архитекторы также строят церкви, по форме напоминающие Звартноц.

Что же необычного и загадочного в храме Звартноц?

Если разбираться в символике, то ничего загадочного в храме нет. Звартноц — один из немногих христианских святынь, которые в своей геометрии отображают древнейшую дохристианскую символику.

Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части: вертикальная линия олицетворяет Мужское Духовное Начало, а горизонтальная линия — Материю или Женское Начало. Прибавляя к этому символу аспект Вечного Движения, мы получаем Колесо Мира — Свастику, символ Солнца. Свободно стоящие колонны, дополняя основание, отображают проявленный Космос в Движении. Орёл — символ Солнца, известный символ Египта и Шумера, перекочевал в Армению.

Реклама

В Армении с первых веков христианства до XII-го столетия существовала большая община христиан-солнцепоклонников. В руинах храма Тораманян нашел петроглифы гностиков. Зодчие армянских храмов раннего Средневековья могли быть гностиками.

Круглые здания, подобные Звартноцу, в древности воздвигались для культового служения (мистерий) и Посвящения. Купель в центре храма символизировала материальное проявление, когда Духовный Огонь соединялся с водой в купели. Круглый зал называли эпоптейя, а прошедшего посвящение — эпопт, высший Посвящённый.

Звартноц изначально не был популярен в церковной среде — отцы церкви догадывались об истинном назначении храма. Звартноц мог частично пострадать в 930 году, но не обрушиться — храм разрушался постепенно, не без участия людей. Зодчий Трдат в 1001 году видел Звартноц целым. Ни один храм типа Звартноц не уцелел.

Реклама

Пояснения:
Пилон — вход, массивные столбы, стоящие по сторонам входа.
Тетраконх — в средневековой Армении древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом.
Апсида — полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

При работе над статьей использованы материалы: Э. А. Мирзоян «Истоки Символизма в христианской Архитектуре Армении поздней Древности и раннего Средневековья».

Реклама