Мало кто из путешественников, побывавших в Хиераполисе, рассказывает об этом месте. И не потому, что храм этот не представляет особого интереса. Причина в том, что расположен он в стороне от традиционного маршрута знакомства с городом и мало кто туда попадает. А вместе с тем место гибели Святого Филиппа особо почитается во всем христианском мире и в день его памяти (3 мая для Католической церкви и 27 ноября для Православной) сюда стекаются паломники, чтобы почтить его прижизненные деяния.
Я же, в свою очередь, попал туда совершенно случайно, можно сказать, по стечению обстоятельств. Отступая от темы, сразу скажу: если едете в Памуккале с организованной однодневной экскурсией, будьте готовы к тому, что большую часть объектов в силу недостатка времени вам посмотреть все равно не удастся, несмотря на то что все расположено достаточно компактно. Либо купание в бассейне Клеопатры, на травертинах и осмотр амфитеатра, как это было в нашем случае, либо посещение города Хиераполис и самого большого некрополя в Римской империи. Расставляйте акценты сразу, в зависимости от предпочтений и интересов.
Так вот, после того как уже довольно долго находились на территории Памуккале, мы успели лишь побаловать себя минеральными ваннами и осмотреть римский театр. Наш гид после формальной вступительной лекции вообще куда-то скрылась, обозначив только время, когда наша группа должна была уже сидеть в автобусе.
Температура воздуха, конечно, было ужасающая… После мы узнали, что этот день был самым жарким в сезоне. Жена, осмотрев римский театр, наотрез отказалась идти куда-либо дальше и покидать место в тени на лавочке. Поэтому мне пришлось дальше продвигаться одному. Оглядев близлежащие окрестности, я увидел на пригорке какие-то строения и решил направиться туда. Осознание того, что это было место казни Святого Филиппа, ко мне пришло много позже, а пока я «уверенной» походкой пошел в заданном направлении.
Считается, что слово мартирий произошло от греч. — martys,
Мартирий Святого Филиппа находился на возвышенности, как и подобает храму, возведенному в память павшим за веру. Но чтобы к нему подняться, сначала нужно было спуститься в овраг, а потом по лестнице подняться уже наверх. Перед лестницей мое внимание привлек саркофаг с отколотой крышкой и надписями по латыни на стенках. Стало страшновато, тем более, вокруг никого, только я и моё желание подняться наверх.
Осмотрев саркофаг и сделав выводы, что мои познания латыни, которую я изучал в университете, оказались малы, я пошел по лестнице. «Прямо какая-то Голгофа», — подумал я, поднимаясь. Возможно, именно по этой лестнице или дороге, которая здесь была раньше, вели Святого Филиппа на смерть. В любом случае и мое восхождение было символичным. Я как бы прошел весь путь от бытия до истины, путь от греха к великому понимаю своего предназначения на этой земле…
Поднявшись наверх, я оглянулся назад, точнее вниз. Недолгая дорога оказалась дорогой к месту, где в муках и крови зарождалась религия, покорившая умы 2/3 человечества на земле.
Меня переполняло любопытство, и, бегло осмотрев храм со стороны, я вошел внутрь. Внутрь — это, конечно, сильно сказано. Стены и колонны — это все, что осталось от храма, возведенного в V веке н.э. Имея центрическую планировку, в основе которой был крест, мартирий был сооружен согласно христианским канонам. На многих стенах и арках можно было обнаружить христианскую символику.
Традиция возводить мартирии на месте гибели мучеников возникла как раз в раннюю христианскую эпоху во время становления «молодой» религии. Не стал исключением и Святой Апостол Филипп, вклад которого в распространение христианства велик и безмерен. Скажу более, какое-то время Филипп проповедовал в Скифии — на территории современного северного причерноморья,
Находясь на месте гибели Святого Филиппа, в мартирии, я не переставал думать, что же заставляло людей умирать за веру, за Христа? Что заставляло их идти на крест и отдавать самое дорогое — жизнь? Я долго не мог найти ответа, а потом все понял. Умирая, они оставляли после себя веру, веру, которую просто так нельзя ни распять, ни стереть с лица земли. А чтобы эта вера всегда была рядом с нами, строили христиане храмы и ротонды во славу погибших.
Обойдя мартирий по периметру, заглянув в каждый уголок, я пошел назад. Спустившись вниз, я обернулся, еще раз осмотревшись вокруг. Дорога к месту казни Святого Филиппа, да и сама обстановка будоражили сердце…